На гравитационной карте Марса нашлись таинственные аномалии

Их изучение поможет лучше рассчитать орбиты для будущих искусственных спутников планеты

Самую новую и наиболее подробную из существующих гравитационную карту Марса представило американское аэрокосмическое агентство NASA. Изучение аномалий, которые можно наблюдать на этой карте, позволят более тщательно спланировать дальнейшие миссии на Красную планету, а также больше узнать о её истории.

На сбор данных, включённых в карту, у специалистов ушло 16 лет, а на их обработку и соединение, а также компьютерное моделирование — ещё два. В результате специалистам NASA удалось получить изображение, дающее представление как о поверхности планеты, так и о её глубинах: учёные отмечают, что гравитационные снимки в чём-то сродни рентгеновским.

В некоторых случаях синие зоны означают каньоны, в то время как красные и белые — возвышенности, а по тому, являются ли перепады резкими, можно судить о рельефе региона. Однако некоторые аномалии позволяют получить информацию. и о других факторах: к примеру, с их помощью учёным удалось убедиться, что 3-4 триллиона тонн углекислого газа сохраняется в твёрдом состоянии на северном полюсе планеты во время «зимы», а летом перемещается к южному полушарию.

Как объясняют специалисты, знание о местонахождении подобных аномалий необходимо, в том числе, для того, чтобы в будущем учитывать их при расчёте орбиты искусственных марсианских спутников, в противном случае эти аномалии могут спровоцировать их отклонение от курса.

Естественно, научный интерес особенности гравитации представляют и сами по себе — с их помощью учёные пытаются уточнить многие детали, касающиеся Красной планеты. В частности, сопоставляя магнитную и топографическую карты планеты, специалисты могут точнее рассчитать плотность коры Марса, а следовательно, уточнить данные о его геологической историей и перепроверить версию, что под корой расположена расплавленная мантия.

Исследование, по результатам которого специалистам удалось составить гравитационную карту, опубликовано в журнале Icarus.