Автомобиль-беспилотник сможет ездить в России только с водителем

В Госдуме РФ обсудили судьбу автоботов

Автомобиль-беспилотник сможет передвигаться по российским дорогам общего пользования исключительно с водителем в кабине. Это одно из главных требований нового закона об использовании автороботов на российских автодорогах, проект которого был представлен на днях в Госдуме.

В Госдуме РФ обсудили судьбу автоботов

В случае необходимости, а именно, при возникновении сложных ситуаций на проезжей части, настоящий водитель должен оперативно переключить процесс управления транспортным средством с автопилота в ручной режим.

Чем же тогда беспилотники будут отличаться от обычных автомобилей? По словам разработчиков искусственного «мозга» автомашины, отличие будет и существенное. Автопилот позволит водителю по сути выполнять только операторские функции: человек будет освобожден от постоянного слежения за дорогой во время длинных переездов по прямым магистралям, сможет тратить свое время на решение других задач, к примеру, читать книгу, разговаривать по телефону. К тому же не исключено, что при формировании колонны из автомобилей, следующих по одному маршруту, к ним будет приставлен всего один водитель-оператор.

Однако, несмотря на присутствие человека в кабине беспилотника, разработчики проекта закона предлагают закрепить в нем положение об использовании черных ящиков, как в авиалайнерах. Они должны фиксировать основные параметры движения машины, а также видеозапись ее бортовых камер. По мнению специалистов, черные ящики помогут точнее устанавливать причины ДТП, их виновников, и совершенствовать интеллект беспилотников для дальнейшей минимизации аварий.

До последнего времени создатели беспилотных автомобилей и законодатели во всем мире не могли ответить на главный вопрос: кто должен отвечать за аварию, случившуюся с участием «беспилотника»: владелец машины, разработавшая систему искусственного интеллекта компания или автопроизводитель, изготовивший и продавший автомобиль?

По словам ответственного секретаря Комиссии ГД РФ по развитию стратегических информационных систем Андрея Черногорова, ответственность за ДТП полностью должна лежать на водителе беспилотника. Соответствующие изменения должны быть внесены в правила дорожного движения, статьи федерального закона «О безопасности дорожного движения», в Уголовный и Гражданский кодексы РФ, а также в Кодекс об административных нарушениях.

Но не только ДТП грозит автороботу на дороге, - программе его хрупкого искусственного интеллекта могут помешать и внешние хакерские вмешательства. При такой атаке автобот станет непредсказуем на дороге. Поэтому отдельной строкой в проекте закона прописано о системе защиты его от хакеров и террористов, аналогичной тем, что устанавливают сейчас на отечественных стратегических предприятиях.

Сегодня Россия меньше других стран продвинулась в разработке законодательства в сфере использования беспилотных транспортных средств. В Европе, и особенно в США уже вступили в силу акты, регламентирующие движение беспилотников на дорогах общего пользования на уровне отдельных регионов.

Предполагается, что поправки в законодательные акты РФ об автоботах могут быть приняты Государственной Думой до конца 2016 года.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №27075 от 8 апреля 2016

Заголовок в газете: Водителю машины-беспилотника не удастся спихнуть на нее вину за ДТП

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру