Амебы выжили в Арктике спустя 60 тысяч лет

Возможно они помогут изменить ход «молекулярных часов»

Выжить после десятков тысяч лет пребывания в промерзшей почве под силу амебам, обнаруженным недавно в Арктике. Ученые выделили новые виды простейших, обладающих удивительной устойчивостью.

Возможно они помогут изменить ход «молекулярных часов»

Как рассказали «МК» в Институте физико-химических и биологических проблем почвоведения РАН, в неблагоприятной среде на поверхности клеток амеб образуется плотная многослойная оболочка, благодаря которой одноклеточный организм переходит в покоящееся состояние, образуя «цисту» - временную форму существования в защитном слое или, другими словами, пузырь. Все жизненные процессы в нем приостанавливаются. Ученым было известно, что в таком состоянии амебы могут пребывать десятки лет. Но вот теперь выяснилось, что простейшие способны и после 60 тысяч лет жить и размножаться, если снова попадут в благоприятную среду. Слои вечной мерзлоты в природе нередко скалываются на обрывах, берегах рек и морей и оттаивают. Таким образом, замороженные организмы получают шанс начать «новую жизнь» среди существующих одноклеточных организмов. Как они будут с ними взаимодействовать, ученым пока неизвестно.

Исследователи изучили отложения, взятые на полуостровах Гыдан, Быковский и на Яно-Индигирской и Колымской низменностях. Им удалось выделить 26 штаммов жизнеспособных амеб. С 2012 по 2016 года велась работа по описанию новых видов амеб - род Flamella. Выделены были также жизнеспособные организмы родов Acanthamoeba, Acramoeba, и Phalansterium, представители амебоидных представителей класса Heterolobosea, а также 8 новых видов амеб, которых пока невозможно с уверенностью классифицировать. По словам старшего научного сотрудника лаборатории криологии почв Института физико-химических и биологических проблем почвоведения РАН Любови Шмаковой, лабораторные исследования показали, что обнаруженные амебы хорошо переносят не только замораживание, но и высушивание. В настоящее время ученые продолжают выяснять, какими еще свойствами обладают «закаленные» микроорганизмы.

Комментарий доцента Санкт-Петербургского государственного университета Алексея Смирнова: «Выделенные из мерзлоты простейшие — это своеобразный "фотоснимок" эволюции, остановленной во времени. Если нам удастся найти их прямых потомков в современной фауне тех же регионов, мы впервые сможем понять, насколько изменились гены этих организмов за 60 тысяч лет эволюции и, возможно, откалибровать "молекулярные часы" — метод, основанный на оценке скорости изменения генов живых существ и позволяющий нам датировать важнейшие эволюционные события».

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №27074 от 7 апреля 2016