Неандертальцев погубили инфекции, занесенные кроманьонцами

Вместе с древними людьми из Африки в Евразию переселились опасные микроорганизмы

Антропологи из Оксфордского и Кембриджского университетов выдвинули новое и довольно неожиданное объяснение гибели неандертальцев. По мнению специалистов, причиной их исчезновения стал контакт с пришедшими из Африки предками современных людей — однако речь идет совсем не о конфликтах с применением силы, а о болезнях, которые, сами того не желая, древние люди принесли с собой.

Изучая ДНК неандертальцев, а также денисовского человека, специалисты пришли к выводу, что оба этих вида обладали иммунитетом, позволяющим им противостоять заболеваниям, существовавшим в древние времена в Европе. Однако сопротивляемости к болезням африканским у них не наблюдалось. В частности, неандертальцы, по словам исследователей, вполне могли заразиться бактерией, провоцирующей язву желудка, вирусом, вызывающим герпес и туберкулёз, а также червями-паразитами, причём полноценно противостоять этому организм неандертальца не мог.

Скорее всего, основным последствием болезней было не то, что они популяция неандертальцев сократилось, а то, что под влиянием вирусов и бактерий они ослабли, что, в свою очередь, снизило шансы неандертальцев на выживание.

В то же время, как предполагают учёные, людям подстроить свою иммунную систему под требования нового места жительства. Специалисты пока не могут с уверенностью сказать, почему так вышло. В качестве одного из предположений они выдвигают версию, что в результате скрещивания два вида обменялись некоторыми генами, и людям повезло больше — они перенять иммунитет к европейским болезням смогли, в то время как неандертальцы к африканским — нет.

Своё исследование специалисты опубликовали в научном издании American Journal of Physical Anthropology

О том, что опасность микроорганизов, с которыми тот или иной вид не сталкивался за всю историю своего существования, не стоит недооценивать, в прошлом размышляли не только антропологи, но, к примеру, один из классиков научной фантастики Герберт Уэллс — в его романе «Война миров» именно земные бактерии привели к гибели инопланетян, высадившихся на планету. Впрочем, можно вспомнить и вполне реальные примеры случаев, когда микроорганизмы извне становились причиной страшнейших эпидемий в некоторых странах — одной из таковых стала эпидемия оспы на североамериканском континенте после того, как её возбудителей туда завезли колонизаторы.