Астрофизики увидели, как черная дыра лепит звезды из облаков

Она поглощает холодные газовые потоки.

Международная группа исследователей под руководством Майкла Макдональда из Массачусетского технологического института выяснила, что сверхмассивная черная дыра в галактике Abell 2597 поглощает холодный газ вокруг себя и увеличивается в размерах. Энергия, высвобождаемая при этом, способствует запуску процесса формирования новых звезд, предполагают специалисты.

Она поглощает холодные газовые потоки.

Галактика Abell 2597 находится в созвездии Водолея на расстоянии около миллиарда световых лет от Земли. Наблюдать, как чёрная дыра в её центре втягивает в себя огромные облака холодного газа, учёным удалось впервые. Скорость движения газа, согласно полученными специалистами данным, достигает 355 километров в секунду, или 1,2 миллиона километров в час. Масса, стремящихся в чёрную дыру газовых облаков по расчётам специалистов, в миллионы раз превышают массу планеты Земля.

До сих пор предполагалось, что чёрные дыры «питаются» лишь раскалённым газом, который их постоянно окружает, причём всасывают они эти газы довольно медленно. С математической точки зрения подобная модель, по словам учёных, выглядела значительно проще, хотя и не давала однозначного ответа на вопрос, как появились чёрные дыры воистину колоссальных размеров.. Однако новые данные свидетельствуют о том, что внутри сфер горячего газа находятся облака газа холодного, который также порой служит «пищей» для чёрной дыры, причём если раскалённый газ питает её постоянно, но медленно, то холодный — редкими, но большими порциями — настолько большими, что «излишки» энергии чёрная дыра выбрасывает в виде джетов – летящих на околосветовой скорости узких пучков раскалённой плазмы. Это, по словам Майкла Макдональда, позволяет предположить, что рост чёрных дыр представляет собой намного более хаотичный процесс, чем считалось.

Учёные опубликовали своё исследование в журнале Nature. Они рассчитывают, что их исследование поможет лучше понять природу роста чёрных дыр и, вероятно, позволит в большей степени разобраться в устройстве и истории галактик в целом.