Ученые впервые нашли кислород в дальнем уголке Вселенной

Это позволит лучше понять, как выглядел космос в далеком прошлом

Изучая галактику SXDF-NB1006-2, расположенную на расстоянии более 13 миллиардов световых лет от Земли, астрофизики обнаружили сигнал, свидетельствующий о наличии в ней кислорода. Ранее в столь отдаленных участках космоса этот элемент обнаружить не удавалось. Открытие, сделанное с помощью телескопа ALMA, как ожидается, позволит ответить на некоторые вопросы, касающиеся истории ранней Вселенной.

Это позволит лучше понять, как выглядел космос в далеком прошлом

Галактика, о которой идёт речь, была открыта ещё в 2012 году телескопом «Субару», принадлежащим японской Национальной астрономической обсерватории и расположенный в на вулкане в Гавайях. Первоначально специалистам удалось обнаружить следы ионизированного водорода в излучении SXDF-NB1006-2. Однако дальнейшее наблюдение, проведённое специалистами, которые работают с телескопом ALMA, позволило выяснить, что в далёкой галактике присутствует и ионизированный кислород.

Расстояние до SXDF-NB1006-2 подразумевает, что мы видим её такой, какой она была 13,1 миллиарда лет назад — в то время всему нашему миру было всего лишь менее 800 миллионов лет. Изучение тяжёлых элементов, существовавших в те времена, по словам исследователей, позволяют им лучше понять, как происходило формирование звёзд в ранней Вселенной. Под «тяжёлыми» астрофизики подразумевают все элементы, кроме водорода и гелия. По мнению учёных, водород, гелий и литий были единственными элементами, существовавшими вскоре после Большого взрыва, и лишь потом во Вселенной стали накапливаться более тяжёлые элементы, такие как углерод и кислород. Главной причиной этого учёные считают химические процессы, происходящие в звёздах.

Ожидается, что обнаруженные следы кислорода, в том числе, помогут найти ответ на вопрос, как именно произошло одно из центральных событий в истории Вселенной — реионизация. На сегодняшний день предполагается, что первоначально мир был заполнены газом, атомы которого имели нейтральный заряд. Затем сформировались первые небесные тела, и происходящие в них процессы запустили излучение, из-за которого атомы эти оказались ионизированы. Хотя исследователи сходятся во мнении, что события развивались именно таким образом, многие детали этого процесса остаются покрыты тайной.

Научная публикация, посвящённая открытию учёных, появилась в журнале Science.