Таинственный минерал на Марсе заставил переписать историю планеты

Ученые не ожидали его увидеть

С помощью марсохода Curiosity американским специалистам, представляющим американское аэрокосмическое агентство NASA, удалось обнаружить, что в грунте Красной планеты содержится значительное количество минерала под названием тридимит. Это открытие, возможно, заставит взглянуть под новым углом на всю историю Марса и, в первую очередь, на то, какую роль в формировании его современного облика сыграли вулканы.

Ученые не ожидали его увидеть

Породы, в которых специалистам удалось обнаружить следы тридимита, был взят марсоходом ещё в июле 2015 года, 2015, на 1060-й сол (марсианский день), у подножия горы Шарп . Изучить их удалось с помощью рентгеновского сканирования.

Процесс, в результате которого тридимит образуется, называется кремнеземным вулканизмом. На Земле это явление можно назвать довольно распространённым, однако на Марсе, как предполагалось до недавнего времени, он должен был наблюдаться крайне редко или даже отсутствовать вовсе. При этом характерным для Красной планеты считали другой вид вулканизма — базальтовый, подразумевающий значительно более «спокойные» извержения и более высокая плотность извергаемых пород. Специалисты попытались найти появлению на планете тридимита объяснение, не подразумевающее необходимости кремнеземного вулканизма, однако им этого не удалось. Поэтому учёные пришли к выводу, что в прошлом на Марсе, вопреки устоявшимся представлениям, могли нередко происходить весьма «бурные» извержения вулканов.

Свою работу исследователи опубликовали в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.

Стоит отметить, что влияние вулканов на древнюю историю Марса учёные и сегодня считают весьма значительным. В частности, недавно планетологи выяснили, что произошедшее 3,7 миллиарда лет назад извержение вулкана под названием Купол Фарсида, навсегда изменило ось вращения Красной планеты