Археологи нашли обсидиановые резцы, которыми три тысячелетия назад делали татуировки

Предназначение заточенных осколков удалось выяснить экспериментально

Группа археологов под руководством Робина Торренса из Австралийского музея в Сиднее пришла к выводу, что ранее обнаруженные на Соломоновых островах осколки обсидиана три тысячи лет назад использовались местными племенами для нанесения татуировок. Об этом свидетельствуют как результаты изучения самого вулканического стекла, так и ряд проведенных экспериментов.

Предназначение заточенных осколков удалось выяснить экспериментально

Специалисты изучили 15 заострённых осколков, ранее обнаруженных в местности Нанггу. До сих пор предполагалось, что они использовались для обработки шкур животных, однако у исследователей эта версия сразу вызвала сомнение — в первую очередь потому, что на Соломоновых островах водится не так много крупных животных, а для работы со шкурой мелких животных и ящериц сложных приспособлений, по большому счёту, не требовалось. В связи с этим учёные выдвинули версию, что осколки применялись для нанесения на кожу человека татуировок. По версии специалистов, во время этого процесса кожа надрезалась и под неё помещался пигмент, который оставался там после того, как царапина заживала. Одним из первых доказательств, которые удалось получить учёным, стали следы человеческой крови, а также охры и угля, обнаруженные на осколках.

Чтобы проверить своё предположение, учёные провели эксперимент с обсидиановым резцом и свиной кожей, а также углём и красной охрой в качестве «краски». В результате «наколоть татуировки» учёным удалось, а следы износа на на орудии напоминали те, что можно было увидеть и на ранее обнаруженных артефактах.

Ранее различным специалистам уже удавалось находить древние мумии с татуировками, однако очень редко останки человека так хорошо сохраняются в течение многих тысяч лет. Многие орудия, которые могли в давние времена применяться для нанесения татуировок, также могли со временем истлеть, чем археологи и объясняют редкость подобных находок. Однако обсидиан, или вулканическое стекло, представляет собой не столь «скоропортящийся» материал, поэтому артефакты из данного материала могли бы пролить свет на многие вопросы относительно ранней истории создания на теле человека несмываемых рисунков, надеются специалисты, опубликовавшие свою работу в научном издании Journal of Archaeological Science.

Стоит отметить, что сам факт существования древней традиции нанесения татуировок на островах Тихого океана не представляет собой большого сюрприза для учёных — само слово «татуировка» восходит к полинезийским языкам, на которых многие жители этих островов говорили. Кстати, около двух месяцев назад стало известно, что за последние 70 лет многие из Соломоновых островов ушли под воду полностью или в значительной степени погрузились в неё.