Вирусы объявлены ключевым фактором, направлявшим эволюцию человека

Об этом свидетельствуют результаты нового исследования

Около трети белков, отличающих современного человека от обезьян, стали такими, какими являются сейчас, либо под воздействием вирусов, либо вследствие борьбы с ними. Таким образом, микроорганизмы, которые большинство ученых не признают формой жизни в полном смысле слова, сыграли одну из ключевых, а вероятно, и центральную роль в формировании «нынешнего» человека, считает группа специалистов под руководством Дэвида Энарда из Стэнфордского университета .

Об этом свидетельствуют результаты нового исследования

Вирусы — инфекционные агенты, способные воспроизводиться исключительно внутри живых клеток, используя ресурсы этих клеток для создания собственных копий. Некоторые виды этих микроорганизмов могут непосредственно влиять на ДНК носителя, «встраивая» в неё новые участки.

Биологи отмечают, что о значительном влиянии вирусов на ход эволюции было известно уже давно. Особенно это проявляется во время крупных эпидемий, во время которых наибольшие шансы выжить и оставить потомство получают организмы, сумевшие противостоять инфекции или, напротив, эффективно «сосуществовать» с вирусом, в некоторых случаях даже извлекая из этого пользу. Однако результаты нового исследования заставляют по-новому взглянуть на то, насколько активно вирусы направляют эволюцию различных живых существ, в том числе людей.

Специалисты изучили структуру примерно 1,3 тысячи белков, так или иначе физически взаимодействовавших с вирусами после того, как эволюционные ветки человека и шимпанзе разошлись. Далеко не все из этих клеток были частью иммунной системы, отмечают исследователи. На базе полученной информации был составлен особый алгоритм, который позволил выяснить, что связанные с реакцией на присутствие вирусов белки и гены в процессе эволюции трансформировались в три раза быстрее, чем остальные. Как утверждают учёные, это позволяет придти к выводу, что именно вирусы «отвечают» примерно за 30 процентов изменений, которые претерпел человеческий геном за сравнительно недавнее время, причём речь идёт об изменениях самых разнообразных.

Научную статью, посвящённую своему исследованию, учёные опубликовали в журнале eLife.