Археологи раскрыли секреты второго по древности храма России

Западная и южная его части скоро могут быть открыты для посещения

Исследователи, представляющие Институт археологии Российской академии наук рассказали о промежуточных итогах изучения второго по древности храма на территории современной России — новгородской церкви Благовещения на Городище. Как говорят ученые, многочисленные находки позволяют значительно лучше представить, как храм выглядел в древности.

Западная и южная его части скоро могут быть открыты для посещения
Руины церкви Благовещения на Городище. Фото — opurina.narod.ru

Как заявил член-корреспондент РАН Владимир Седов, возможность увидеть комплекс большого каменного храма начала XII века можно назвать уникальной. По словам археологов, Каменная церковь Благовещения была построена по заказу новгородского князя Мстислава Великого в 1103 году. В то время Рюриково Городище (тогда ещё называвшееся просто Городищем) стало княжеской резиденцией, чем специалисты и склонны объяснять появление огромной церкви на холме в некотором удалении от Новгорода.

По версии исследователей, храм разрушился от ветхости через два с половиной века и был заменён каменной церковью в 1343 году. Новое здание было несколько раз перестроено, а затем пострадало во время Великой Отечественной войны, после чего долгое время стояло в руинах. Относительно недавно было принято решение о реставрации руин и их музеефикации, в связи с чем и стартовали масштабные археологические раскопки продолжительностью в два полевых сезона.

В ходе проведения работ специалистам уже удалось обнаружить сотни фрагментов фресковой росписи, а также множество архитектурных деталей. В частности, археологи открыли часть лестничной башни храма, по лестнице которой поднимался на площадку хор, и раскопали три из четырех столбов, поддерживавших центральный купол.

Западную и южную части древней постройки планируется открыть уже в текущем году. Как утверждает Владимир Седов, к концу августа раскопки позволят увидеть большую половину плана церкви Благовещения. На следующий сезон планируется изучение той части храма, которая попала внутрь здания XIV века и может быть экспонирована под крышей

Самым старым известным храмом на территории современной России признаётся Софийский собор в Новгороде, он датируется серединой XI века.