Планетологи раскрыли тайну исчезновения кратеров на Церере

Специалисты объяснили его геологической активностью в недрах небесного тела

Карликовая планета Церера, на орбиту которой в прошлом году вышел исследовательский аппарат Dawn, таит немало загадок, и необычные яркие пятна — лишь одна из них. Недавнее исследование, проведённое специалистами из Юго-Западного исследовательского института в Боулдере, было посвящено другому вопросу — почему на её поверхности отсутствуют большие кратеры. Теоретические расчеты показывают, что в прошлом они должны были появиться, но в этом случае до сих пор было неясно, как они могли исчезнуть.

Специалисты объяснили его геологической активностью в недрах небесного тела

Учёные представили компьютерную модель, в соответствии с которой за 4,5 миллиарда лет существования Солнечной системы на Цереру должно было упасть 10-15 метеоритов, которые оставили бы кратеры диаметром более 400 километров, и около 40 космических объектов, кратеры от столкновения которых были бы более 100 километров в диаметре. Тем не менее, как показывают наблюдения, кратеров, диаметр которых преодолевает стокилометровую отметку или хотя бы приближается к ней, на карликовой планете всего 16, причём крупнейший из них — кратер Кервана — достигает лишь 285 километров.

Наиболее вероятное объяснение обнаруженному феномену учёные видят в том, что геологические процессы на Церере могли поспособствовать «зарастанию» кратеров. Это, в свою очередь, говорит о том, что недра карликовой планеты оставались «живыми» очень долго — к примеру на Марсе или на Луне внутренняя геологическая активность сошла на нет достаточно быстро, из-за чего поверхность этих космических объектов до сих пор хранит память о падениях астероидов, произошедших миллиарды лет назад.

При этом геологические процессы на Церере, как считают исследователи, по своей природе отличаются от наблюдаемых, к примеру, на Земле. По версии специалистов, замороженная вода и некоторые соли, содержащиеся в недрах карликовой планеты, при нагревании в результате приближения к Солнцу или при падении астероида могут нагреваться, смешиваться и порождать так называемые криовулканы.

О полученных выводах учёные сообщили на страницах научного издания Nature Communications.