Склонность к шизофрении объявлена платой человека за разум

Этой болезнью не страдали даже неандертальцы

Группа исследователей, представляющих Университет Осло и Калифорнийский университет в Сан-Диего выступили с предположением, что шизофрения является своего рода «побочным эффектом» невероятно развитого мышления, развившегося у Homo sapiens в процессе эволюции. Хотя в прошлом учёные уже подозревали о взаимосвязи разума и шизофрении на генетическом уровне, однако новая научная работа позволила получить очередные доказательства такой версии.

Этой болезнью не страдали даже неандертальцы

Известно, что ни одно из ныне существующих живых существ, помимо людей, не может страдать от психических заболеваний, подобных шизофрении. Однако учёные решили выяснить, были ли склонны к этому заболеванию ближайшие «родственники» людей — неандертальцы. Представители этого биологического вида были с генетической точки зрения столь близки к кроманьонцам, что они могли скрещиваться, в результате от 1 до 4 процентов генома современных людей европейского и азиатского происхождения составляют гены, унаследованные неандертальцами.

Тем не менее, неандертальцы, хотя и были весьма умны на фоне прочих представителей животного мира, не отличались уровнем интеллекта, присущим современному человеку, позволяющим говорить на полноценном языке или развивать другие сложные навыки.

Исследователи обратили внимание на то, какие гены, согласно современным научным представлениям, повышают риск развития у человека шизофрении, и сравнили эти данные с имеющейся информацией о геноме неандертальцев. В результате учёные выяснили, что неандертальцы, по всей вероятности, к шизофрении на генетическом уровне склонны не были, а значит, предрасположенность к ней у предков современных людей сформировалась уже после того, как два вида разделились. В сочетании с тем фактом, что основной особенностью современных людей является именно развитый интеллект, специалисты сочли логичным предположить, что именно за него человечество «расплачивается» склонностью некоторых его представителей к шизофрении.

Свою работу учёные представили в журнале Biological Psychiatry.

Кстати, относительно недавно другая группа учёных высказала мнение, что другой психологической проблемой — склонностью к депрессии — некоторые современные люди в некоторой степени «обязаны» именно родством с неандертальцами.