Российский туберкулез объявлен опаснейшим в мире

Его «успешность» ученые объясняют действием особых жирных кислот

Группа исследователей из МФТИ, НИИ эпидемиологии и микробиологии имени Пастера и Уральского научно-исследовательского института фтизиопульмонологии, пришла к выводу, что распространившийся в России и ближайших к ней странах вид туберкулеза является самым опасным из существующих на сегодняшний день. Также специалисты выдвинули предположение относительно того, чем именно объясняются высокие темпы распространения российского туберкулеза.

Его «успешность» ученые объясняют действием особых жирных кислот

Туберкулёз представляет собой весьма распространённое заболевание, и, хотя с прошлого века оно уже не считается неизлечимым, до сих пор эта болезнь признаётся весьма опасной. Стоит учитывать, что различные штаммы бактерий, вызывающих туберкулёз, могут в немалой степени различаться между собой, и, как утверждают учёные, тот из них, что чаще всего встречается в странах постсоветского пространства, вызывают обеспокоенность медиков в первую очередь. Речь идёт о штамме Mycobacterium tuberculosis, который только в России ежегодно заражает около 150 тысяч человек. Иногда этот штамм называют «пекинским», потому впервые обнаружен он был именно в столице Китая.

В ходе исследования специалисты сравнили пекинский штамм с рядом других. Как оказалось, для него были характерны 17 уникальных белков, в то время как 57, присущих контрольной культуре микобактерий, напротив, отсутствовали. Прочие бактериальные белки содержались в обоих культурах, хотя и в разном количестве.

Пытаясь понять, какое именно преимущество дают бактериям выявленные белки, учёные обратили внимание на то, что они позволяют Mycobacterium tuberculosis производить большее количество длинноцепочечных жирных кислот. Кислоты эти, в свою очередь, делают восковидной мембрану бактерии, что позволяет ей выживать и даже размножатся в клетках, по своей функции предназначенных для её уничтожения — макрофагах. Именно это, по мнению исследователей, и может делать штамм Mycobacterium tuberculosis столь «эффективным».

Научная работа, посвящённая , опубликована на страницах журнала Scientific Reports.