Rosetta случайно сделала «прощальный» снимок считавшегося пропавшим зонда Philae

Скоро космический аппарат вслед за спускаемым зондом отключится навсегда

На одном из снимков, сделанных камерой на борту космического зонда Rosetta («Розетта»), специалисты Европейского космического агентства обнаружили спускаемый аппарат Philae («Филы»), точное местонахождение которого до сих пор оставалось загадкой. Снимок первого в истории зонда, совершившего посадку на комету, был сделан 2 сентября, однако опубликован лишь недавно.

Скоро космический аппарат вслед за спускаемым зондом отключится навсегда

Космический аппарат «Розетта» с зондом «Филы» на борту 2 марта 2004 года был запущен к комете 67P/Чурюмова-Герасименко в рамках проекта, реализуемого Европейским космическим агентством в сотрудничестве с NASA. В начале 2014 года аппараты приблизились к своей цели, а 12 ноября «Филы» совершил первую в истории мягкую посадку на поверхность кометы. Впрочем, хотя посадка и была мягкой (в том смысле, что не привела ни к каким повреждениям зонда), прошла он не так, как планировалось. Первоначально аппарат совершил посадку в точке, в которой это и было запланировано, однако из-за того, что по неизвестной причине не сработали установленные на нём гарпуны, закрепиться ему не удалось. В результате аппарат отнесло на значительно хуже освещаемую Солнцем часть кометы, а с учётом того, что работал он на солнечных батареях, нежелательность подобного поворота событий была очевидна.

Когда аппарату перестало хватать энергии, специалисты перевели его в «спящий режим», из которого он вышел в июне 2015 года. Однако после повторного включения аппарат проработал менее месяца и сигналы от него перестали поступать окончательно. 26 июля На официальной страничке спускаемого зонда в Twitter появилось написанное «от лица» Philae сообщение, в котором он символически прощался с Землёй. Два дня спустя на «Розетте» был отключён блок, использовавшийся для установления связи с аппаратом.

Хотя из-за не вполне удачной посадки зонд и не смог выполнить всех задач, которые перед ним стояли, он всё же позволил собрать немало информации о комете — в частности, обнаружить на ней органические соединения и постепенно испаряющийся кислород, а также немалое количество водяного льда. Удалось с помощью зонда и уточнить возраст кометы — он, как предполагается, примерно равен возрасту Солнечной системы.

Новый снимок, который неожиданно позволил понять, где именно находится спускаемый аппарат, может стать своего рода «завершающим штрихом» в истории миссии, до завершения которого осталось совсем немного времени: 30 сентября «Розетта» будет направлена на комету, сделает по дороге несколько последних снимков, после чего «присоединится» к «Филы» и, даже если не разобьётся при посадке, будет отключена навсегда.