Ещё до того, как соцсети и интернет в целом обрели нынешнюю популярность и распространение, специалистам было известно, что человек лучше запоминает происходящие с ним события, если пишет о них — к примеру, в личный дневник. Однако сообщения в социальных сетях имеют немного другую природу — их человек обычно оставляет в надежде, что его слова прочтут и оценят окружающие. В новом исследовании специалисты решили выяснить, какое влияние на формирование человеком воспоминаний оказывает такая специфика.
Исследователи предложили 66 студентам в течение недели записывать в дневник информацию о максимальном количестве событий, происходящих с ними за день, вплоть до каждого принятия пищи. При этом участники исследования оценивали значимость каждого из событий по пятибалльной шкале, а также сообщали, упоминали ли они о нём на страничке в соцсетях или в своём блоге. Через неделю специалисты без предупреждения попросили добровольцев перечислить, какие из произошедших с собой за последнее время событий они могут вспомнить. Как выяснилось, в первую очередь участникам исследования удавалось вспомнить именно о тех моментах, которым были посвящены их сообщения в соцсетях, даже если другие события имели для них столь же высокую «значимость». По мнению специалистов, это означает, что социальные сети помогают человеку запомнить то или иное событие, и даже в некоторой степени участвуют в формировании его личности.
Научная работа, написанная по итогам исследования, опубликована в журнале Memory.
Стоит отметить, что ряд недавно проведённых исследований был посвящён не пользе, а, напротив, вреду от чрезмерного увлечения социальными сетями. К примеру, специалисты из Тасманского университета выяснили, что люди, уделяющие собственной страничке слишком много времени, в среднем чаще испытывают стресс. Особенно это проявлялось в случае, если в интернете пользователи вели себя не так, как в повседневной жизни. Несколько ранее другая группа учёных выступила с заявлением, что порой у людей, в первую очередь у ярко выраженных экстравертов, формируется своего рода «зависимость» от соцсетей.