В слезах человека ученые нашли золото

Новосибирские исследователи представили новый способ ранней диагностики глазных заболеваний

27.09.2016 в 19:09, просмотров: 8435

Самое настоящее золото, а точнее его наночастицы нашли в человеческих слезах сибирские ученые. Первое в мире исследование «эмоционально-физиологической» жидкости микробиологи Академгородка провели под электронным микроскопом.

В слезах человека ученые нашли золото
фото: pixabay.com

Как сообщили «МК» в Сибирском отделении РАН, исследования проходили в новосибирском Институте химической биологии и фундаментальной медицины СО РАН. Чтобы получить достаточное количество слез, добровольцев (их было около 50 человек) пришлось заставить плакать крокодильими слезами при помощи безопасного порошка альбуцида, который присутствует в обычных противовоспалительных глазных каплях и способен вызывать слезотечение.

Работа показала, что по слезам можно определять наличие офтальмологических заболеваний на самых ранних стадиях, собственно, ради этого и было начато исследование. В частности, уже опубликованы данные о том, что в слезной жидкости при развитии первичной открытоугольной глаукомы и диабетической ретинопатии (поражения сетчатки) меняется уровень цитокинов (информационных молекул).

В ИХБФМ СО РАН впервые изучили слезную жидкость в просвечивающем электронном микроскопе и нашли там клетки эпителиоциты и лейкоциты. По словам исследователей, их наличие объясняется тем, что слезная пленка тесно контактирует с поверхностью эпителия роговицы и конъюнктивы, клетки которых могут попадать в слезную жидкость.

Важнейшей находкой сибирских исследователей стало обнаружение в слезной жидкости мельчайших внеклеточных компонентов экзосом, имеющих размер до ста нанометров. До этого экзосомы, имеющие форму пузырьков, были обнаружены лишь в слюне, спинномозговой жидкости, крови, моче и грудном молоке. Функции их различны — это и межклеточное общение, и иммунная защита организма.

Исследование под электронным микроскопом показало, что в образцах слезной жидкости и здоровых, и больных людей содержатся элементы клеток, которые имеют на поверхности наночастицы золота. Теперь золотые «метки» помогут исследователям еще быстрее находить ценные для офтальмологов экзосомы, поскольку некоторые компоненты золота являются их маркерами.