Доказано, что ближайшая к Земле экзопланета потенциально обитаема

Ученые предполагают, что ее поверхность покрыта жидкой водой

Планета Проксима b, недавно обнаруженная на орбите красного карлика Проксима Центавра, по всей вероятности, весьма похожа на Землю и обладает огромными запасами воды. Это, в свою очередь, означает, что на этой экзопланете и множестве ей подобных вполне может существовать жизнь. К такому выводу пришла группа швейцарских специалистов, представляющих Бернский университет.

Ученые предполагают, что ее поверхность покрыта жидкой водой

Проксима b, об открытии которой было объявлено в августе текущего года, находится, по космическим меркам, буквально «рядом с нашей планетой — расстояние до неё составляет немногим более 4 световых лет. При этом планета расположена в так называемой зоне обитаемости, то есть на расстоянии от своей звезды, позволяющей воде на планете существовать в жидком виде, не замерзая и не испаряясь. Однако вопрос о том, можно ли говорить о высокой вероятности существования жизни на этой планете, вызывает споры учёных.

В новом исследовании планетологи составили ряд компьютерных моделей, основываясь на уже известных данных о Проксиме b и других «двойниках» Земли на орбите красных карликов, обнаруженных в последнее время (включая также расположенную на расстоянии всего 40 световых лет от нас планету TRAPPIST-1). В результате они пришли к выводу, что на океаны покрывающую поверхность планеты, может приходиться около 10 процентов всей массы подобных космических тел. Учёные уточняют, что само по себе наличие жидкой воды представляется одним из важнейших условий дня зарождения жизни, однако подобное «изобилие» этого элемента может даже снижать шансы на её появления из-за парникового эффекта, вызываемого водяными парами. Однако, так или иначе, специалисты склонны считать своё исследование свидетельством в пользу того, что планеты, подобные Проксиме b, всё-таки могут быть обитаемы.

Полученные результаты исследователи представили в журнале Astronomy & Astrophysics.

Ранее другая группа учёных уже высказывала предположение, что Проксима Центавра b может быть покрыта пригодным для жизни океаном жидкой воды. Специалисты под руководством Бастьена Брюгге из Марсельского университета вычислили приблизительный радиус небесного тела и, сопоставив эти данные с уже известной на тот момент её массой, пришли к выводу, что планета, подобно Земле, может представлять собой «слоёный пирог» из каменного ядра, океана жидкой воды на поверхности и сравнительно тонкой атмосферы, что позволяло бы объявить планету потенциально обитаемой.

Также недавно астрофизиков из Гарвард-Смитсоновского центра астрофизики выяснили, что Проксима Центавра, вокруг которой вращается планета, в большей степени похожа на Солнце, чем этого можно было бы ожидать от обычного красного карлика. По словам специалистов, активность звезды меняется в соответствии с циклами, подобными наблюдаемым и на нашем светиле.