Российские космонавты устроят поджог на МКС

Специалисты Института химической физики им. Н.Н. Семенова РАН готовятся к эксперименту для изучения процессов горения на космической станции

Поджечь каплю топлива в американском сегменте МКС готовятся российские ученые. Этого требует эксперимент «Зарево» для изучения процессов горения в невесомости с целью совершенствования системы пожаротушения на орбите.

Прежде чем узнать, как горят сложные горючие вещества, надо сначала все узнать о простых. С этой целью два-три года назад американцы провели первый эксперимент с поджогом капель однокомпонентных углеводородов гептана и метанола на своем сегменте Destiny в герметичной камере CIR.

Капли диаметром не более 4-х миллиметров формировались внутри камеры сгорания при помощи специальной иглы. После того, как иглу убирали, к капле, подвешенной в невесомости, подводились два электрода, чтобы ее зажечь. Затем убирали и их, после чего капля оставалась в подвешенном состоянии и горела, вокруг нее образовывалось обычное желтоватое пламя. Однако потом происходило то, чего никто не видел на Земле: погорев несколько секунд, капля вдруг погасала. Но при этом видео и фотокамеры на разных длинах волн показывали, что после этого вокруг капли оставалось очень тусклое голубоватое свечение. Капля при этом уменьшалась в размерах, то есть сгорала. Американцы тогда заявили об открытии нового физического явления — холоднопламенного горения. «Это было зафиксировано впервые, хотя, скорей всего, и в наших земных условиях такой эффект существует, - поясняет руководитель российского эксперимента «Зарево» Сергей Фролов. - Просто никто не обращал внимания».

По его словам, чуть позже, анализируя полученные американцами данные на борту МКС, в ИХФ РАН, усомнились в верности термина «холоднопламенное горение». На самом деле, после угасания пламени в невесомости, по сути, имело место не горение, а низкотемпературное окисление с периодическими вспышками голубого цвета.

Новый эксперимент, который назначен на февраль-март 2017 года, должен подтвердить гипотезу российских ученых. Только на этот раз опыт решено провести на более тяжелом углеводороде, додекане, содержащем 12 атомов углерода (С12Н26). Эксперимент снова будет проходить на Destiny, его будет проводить международная группа космонавтов и астронавтов. «Наша задача заключается в том, чтобы разобраться с горением капли в космосе на микроуровне, - говорит Фролов. – Вместе с американцами мы будем наблюдать за экспериментом с Земли в режиме реального времени и проводить экспресс-анализ результатов, чтобы оперативно менять программу эксперимента, если понадобится». Кстати новые знания помогут ученым не только снизить риск возникновения пожара на космической станции (специалисты будут знать особенности поведения пламени в невесомости), но пригодятся и на Земле. В частности, благодаря им можно будет улучшить процесс горения в автомобильных, ракетных и газотурбинных двигателях, уменьшить образование вредных веществ.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №27258 от 19 ноября 2016