Извержение вулкана превратило викингов в христиан, предположили историки

Оно был истолковано как гибель старых богов

Группа ученых под руководством Тима Ньюфилда из Джорджтаунского университета обнаружила свидетельства в пользу того, что переходу викингов из язычества в христианство способствовало извержение вулкана Эльдгьяу в Исландии более тысячи лет назад. Ранее было известно, что в тот же период влияние католических проповедников в Скандинавии возросло.

Оно был истолковано как гибель старых богов

Специалисты отмечают, что за мощным извержением вулкана последовали засухи и холодные зиму на территории Евразии, и именно этот катаклизм, по мнению учёных, нашёл отражение в эпической песни «Прорицание вёльвы» из «Старшей Эдды», в которой пророчится предсказывает гибель старых богов. Вселенским катаклизмом, о котором она говорит, как предполагают авторы исследования, и стало извержение. О том, что речь идёт именно о пробуждении вулкана Эльдгьяу, специалисты заявили, сопоставив примерную дату написания песни и дату, когда, судя по следам пепла в соотвествующих слоях льда, извержение произошло.

Специалисты предполагают, что именно событие, истолкованное как гибель богов, заставило викингов отказаться от язычества и перейти в христианство.

Исследование было опубликовано в журнале Climatic Change.

В прошлом году археолог Анника Ларссон и её коллеги из Уппсальского университета высказали предположение, что некоторые викинги в IX-X веках исповедовали ислам. В пользу этого допущения свидетельствует ранее обнаруженный фрагмент шелковой ткани, на которой было вышито имя Аллаха и зятя пророка Мухаммеда Али ибн Абу Талиба. По мнению ученых, если среди викингов были мусульмане, это могло бы объяснить популярность шелка в Скандинавии тех времен.

Ранее исследователи из Датского технического университета предположили, что многие викинги носили мечи в декоративных целях, а в прошлом сентябре оксфордские генетики объявили, что представители этой воинственной цивилизации были «кошатниками», и иногда даже бывали захоронены вместе со своими питомцами.