На Тамани нашли древнейшую арфу, сохранившуюся лучше других экземпляров

Находка датируется IV веком до н.э., она лежала в семейном склепе

Редчайшие артефакты эпохи Древней Греции нашли российские археологи на Таманском полуострове. В руки ученых попали старинные музыкальные инструменты — арфа и лира.

Находка датируется IV веком до н.э., она лежала в семейном склепе
фото: ИА РАН

Как рассказали «МК» в Институте археологии РАН, уникальная находка была сделана во время раскопок в некрополе «Волна-1» у подножия горы Зеленская. По данным ученых, в VI веке до н.э. здесь располагался греческий полис. Обнаруженная историками арфа внешне похожа на лук, на который вместо тетивы натянуты струны. Археологи нашли инструмент в семейном склепе. Захоронение они датировали IV веком до н.э. По словам участников экспедиции, основа арфы была выполнена из кости, дерева и кожи, однако сохранилась только костяная часть. На ней установлены бронзовые колки и скобы, к которым крепились струны. Ученые предположили, что струн на диковинном инструменте было 30. Исследователи обнаружили, что арфа была сломана во время совершения погребального обряда. Один кусок был уложен аккуратно рядом с другим. Как отмечают историки, преднамеренная поломка вещей в древней ритуальной практике, особенно похоронной, была распространена в античном мире. Детали второй находки — лиры — найдены в другом погребении V века до н.э., предположительно воинском: рядом с останками находился меч и похоронен конь. Археологи обнаружили костяную деталь для крепления струн и железный порожек, который поднимал струны над декой. Судя по количеству и расположению прорезей, на инструменте было семь струн.

фото: ИА РАН

Комментирует руководитель Сочинской экспедиции ИА РАН Роман Мимоход: «До настоящего времени нам были известны одна частично сохранившаяся древнегреческая арфа из некрополя Пирея в Афинах и колки от арфы из некрополя города Тарант, расположенного на территории Великой Греции в Южной Италии. В некрополе Пирея арфа найдена в могиле последней трети V века до н.э. Колки от арфы в некрополе Таранта найдены в семейной усыпальнице III–II веков до нашей эры. В этом ряду арфа, найденная на Тамани, оказывается одной из самых ранних и хорошо сохранившихся во всем древнегреческом мире».

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №27726 от 10 июля 2018