Сибирские ученые изобрели самодезинфицирующееся покрытие

Уникальная разработка соединила «эффект лотоса» и антибактериальные свойства сложных химических структур

Разработать вещество, способное обезвреживать любые попавшие на него бактерии, удалось ученым из Новосибирска. По мнению изобретателей, новая технология поможет существенно снизить риск внутрибольничных инфекций.

Как стало известно «МК», недавно ученые Института неорганической химии им. А.В. Николаева СО РАН совместно с Федеральным исследовательским центром фундаментальной и трансляционной медицины создали антибактериальную пленку, уничтожающую все попадающие на нее бактерии. Целевой сферой для применения разработки авторы считают больницы и поликлиники — места, в которых болезнетворные бактерии распространяются, несмотря на регулярную дезинфекцию помещений (например обработку поверхностей хлоркой и облучение ультрафиолетом). Для своей разработки ученые объединили два метода: метод гидрофобного покрытия, с которого бактерии просто «скатываются» («эффект лотоса»), а также метод так называемой фотодинамической инактивации микроорганизмов (обезвреживание или уничтожение бактерий за счет реакции, катализатором которой является свет). В качестве основы ученые взяли отечественный водоотталкивающий материал — фторопласт, но добавили в него особые химические соединения, которые приобретают антибактериальные свойства под воздействием практически любого света. В результате получилась поверхность, с которой бактерии или просто «соскальзывают», или, задержавшись на ней, теряют свои опасные свойства.

— В больницах есть огромная проблема борьбы с микроорганизмами, — пояснил научный сотрудник Лаборатории синтеза кластерных соединений и материалов, к.х.н. Михаил Шестопалов. — Для них характерно распространение внутрибольничных инфекций, когда человек приходит здоровым (или с одной болезнью), а уходит, подцепив что-то еще. Мы решили проверить, как ведут себя бактерии, попадающие на наш материал: выяснилось, что они умирают или по крайней мере обезвреживаются.

Кстати, такую пленку можно натягивать на врачебные столы, больничные стойки и полы, а также, например, использовать для покрытия стоек общепитов. Кроме того, вещество отлично показало себя и в жидком виде — его можно использовать в качестве антибактериального лака, который можно нанести на любую поверхность.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №0 от 30 ноября -0001