Обнаружены гены, приводящие к развитию гиперактивности

Ученые считают, что скоро синдром можно будет диагностировать по ДНК

Российские ученые из Сеченовского университета совместно с коллегами из Германии, Нидерландов, Норвегии, Испании и Швейцарии в ходе научных исследователей открыли ген, который отвечает за развитие популярн6ого нынче синдрома гиперактивности и дефицита внимания у детей. Тем самым, теория о том, что в большинстве случаев синдром носит наследственный характер, получила научное подтверждение.

Ученые считают, что скоро синдром можно будет диагностировать по ДНК

Сегодня диагноз «синдром гиперактивности и дефицита внимания» ставят многим детям, на него списывают множество проблем с поведением. Например, в Германии количество таких детей за 15 лет выросло почти в 4 раза, а затраты на их лечение психостимуляторами увеличились в 10 раз. Некоторые врачи говорят, что сегодня таких детей — 30-50%.

Однако, как уверяют специалисты, истинный СДВГ встречается не так уж и часто — всего примерно у 5-7% детей. То есть, не менее 2 миллионов российских детей. Чаще всего (то есть, втрое чаще) его выявляют у мальчиков. А известен этот синдром в мире уже более ста лет – еще в начале прошлого века его описал немец Генрих Гофманн в стихотворении «Zappel-Philipp» («Филипп-непоседа»), в которым перечислил все основные симптомы заболевания. Вот они: ребенку сложно сосредоточиться; он редко доводит начатое до конца; пропускает мимо ушей то, что ему говорят; ему сложно справляться с поставленными задачами; он старается не заниматься тем, что требует большого умственного напряжения; часто теряет вещи; он все забывает и часто все теряет. А еще такие дети непоседливы, говорливы, постоянно ерзают, не могут усидеть на одном месте, не способны спокойно играть, вмешивается в чужие беседы, не могут ждать... Многие из этих симптомов можно найти у любого ребенка, однако, они должны присутствовать в совокупности, проявляться в любых ситуациях и не проходить как минимум полгода. К сожалению, такие дети нередко становятся участниками или жертвами криминальных историй, чаще приобретают пагубные зависимости, им сложно общаться со сверстниками, они чаще попадают в аварии. Кроме того, они более склонны к заболеваниям сердца и сосудов, а также к онкологии.

По разным оценкам, в 75-94% случаев СДВГ носит наследственный характер. Однако, предполагается, что его причинами могут быть травмы головного мозга, инфекции нервной системы, свинцовые отравления, заболевания и вредные привычки матери во время беременности... Есть даже версии, то толчком к развитию синдрома могут стать компьютерные игры, однако, научных подтверждений этой теории пока нет. В отличии от теории наследственного происхождения СДВГ, которую доказали последние исследования, опубликованные в журнале Molecular, которые провели ученые Сеченовки совместно с европейскими коллегами. В ходе работы, исследователи нашли гены, которые приводят к формированию СДВГ.

Были изучены геномы тех, кто страдает синдромом, а также их родных. Оказалось, что абсолютно у всех пациентов имеются особенности в строении определенных генов. «Предполагается, что причиной синдрома могут быть неполадки в системе белок-кодирующих генов — их продукты отвечают за передачу импульсов нервной системы, которые повреждаются при СДВГ на генетическом уровне», – говорил младший научный сотрудник лаборатории психиатрической нейробиологии Первого МГМУ им. Сеченова Евгений Свирин.

В ходе исследования ученые обнаружили, что изменения в белке гена AAED1, участвующего в передаче нервных импульсов посредством дофамина и глутамата, могут отражаться на возбудимости ряда отделов ЦНС, что приводит к изменениям в поведении. Помимо этого, ученые выявили присутствующие у всех участников исследования изменения в гене ATAD2, однако его роль пока остается загадкой. С этими двумя генами теперь связывают риск развития СДВГ. «Результаты нашей работы в будущем могут стать основной для разработки новых методов генетической диагностики синдрома гиперактивности и дефицита внимания. Кроме того, совместно с немецкими коллегами мы начали дальнейшие исследования влияния редкого варианта гена AAED1 на развитие мозга», – отмечает Евгений Свирин.