Ученые приблизились к разгадке странного свечения в атмосфере

Источником может быть антропогенное воздействие

Новый класс физических явлений в верхней части атмосферы Земли в виде загадочных мини-взрывов открыли российские ученые из НИИ ядерной физики МГУ им. Ломоносова. Помог им в этом ультрафиолетовый телескоп, установленный на российском спутнике «Ломоносов».

Источником может быть антропогенное воздействие
Спутник "Ломоносов". Автор: Pline.

В верхней атмосфере на высотах до 70 километров порой наблюдаются кратковременные (длительностью от одной до сотен миллисекунд) вспышки электромагнитного излучения. До последнего времени ученым были известны три вида таких свечений- красные спрайты, зеленоватые эльвы и голубые джеты. Всех их роднит то, что возникают они в результате грозовой активности, - эти разряды как бы срываются с кромки грозовых облаков.

Как сообщили «МК» в институте, спутник «Ломоносов» помог открыть новый тип транзиентных (временных) свечений, не связанных с грозами. Они имеют эллипсообразную форму, несколько напоминающую форму эльвов, и голубоватый оттенок, как у джетов.

Однако причину явления разгадать пока не удалось. Согласно одной версии, они могут быть связны с геофизическими явлениями - с возмущением магнитного поля, электрических полей внутри нашей магнитосферы, по другой - не исключена и роль антропогенных воздействий на атмосферу. Один такой источник антропогенного воздействия известен - это излучение мощных радиопередатчиков, которые вызывают непрерывные свечения в верхней атмосфере, напоминающие полярные сияния. Однако новые вспышки очень кратковременны и возникают при абсолютно чистом небе.

В ближайшее время на МКС будет установлен новый прибор «Мини-атмосфера», созданный российскими, итальянскими и японскими учеными который позволит регистрировать подобные вспышки с более высоким разрешением.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №27902 от 12 февраля 2019

Заголовок в газете: Свечение в атмосфере посчитали делом рук человека?