Учёные выяснили, как заставить зубы расти заново

Для этого нужно "пробудить" необходимые стволовые клетки

Молекулярные биологи из университета Плимута (Великобритании) изучают методики, позволяющие «естественным» образом восстанавливать чкловеческие зубы. Проследив за ростом резцов у мышей, учёные открыли набор генов и сигнальных молекул, управляющих этим процессом.

Для этого нужно "пробудить" необходимые стволовые клетки

Как сообщает издание Nature Communications, у человека зубы перестают расти ещё в детстве и со временем могут разрушаться, не восстанавливаясь. При этом у многих животных зубы продолжают расти в течение всей жизни благодаря присутствию в зубе стволовых клеток, способных производить все типы его тканей.

Такие клетки есть и в человеческих зубах, однако они, по непонятным пока причинам, не участвуют в их восстановлении или замене. Но биологи выяснили, что их можно заставить это сделать, если обработать стволовые клетки лазерными импульсами.

Британцы открыли сигнальную молекулу Dlk1, которая управляет стволовыми клетками, контролирующими регенерацию зубных тканей у млекопитающих. Появление этого белка в питательной среде заставляет стволовые клетки формировать необходимые типы тканей, что, по мнению биологов, можно использовать для восстановления повреждённых зубов.

Опыты на грызунах подтвердили, что Dlk1 способствует заживлению пульпы и восстановлению дентина. Теперь учёные выясняют механизм «пробуждения» стволовых клеток и возможность у этого процесса опасных побочных эффектов. Биологи надеются, что эти опыты позволят создать технологии по полноценной реставрации зубов.