Российские палеонтологи нашли в янтаре тупиковую ветвь эволюции

Вновь открытые насекомые пылились на китайском рынке

Четыре ранее неизвестных вида вымерших сетчатокрылых насекомых нашли сотрудники Палеонтологического института им. А.А. Борисяка РАН в образцах бирманского янтаря. Насекомые, жившие около 100 миллионов лет назад, питались нектаром первых цветковых растений при помощи хоботков уникальной конструкции, которая не имеет аналогов среди современных насекомых.

Вновь открытые насекомые пылились на китайском рынке

Как сообщили «МК» в институте, вновь открытые виды, оказавшиеся в янтаре, купленном палеонтологами год назад на одном их китайских рынков, относятся к вымершему подсемейству Paradoxosisyrinae. В отличие от парадоксосизирин, современные их сородичи сизириды (их можно встретить возле рек средней полосы России) не могут похвастаться наличием хоботка. Все они во взрослом возрасте обладают грызущим ротовым аппаратом и питаются не жидким нектаром, а твердой пищей, например, мелкими насекомыми или пыльцой.

До сих пор парадоксосизирины были известны по одному-единственному экземпляру. Проведенное исследование показывает, что эта группа в середине мелового периода была более разнообразна. Всего ученым удалось выявить в бирманском янтаре четыре новых вида, отличающихся окраской крыльев. К примеру, один из них, имеющий прозрачные крылья с темными пятнами, получил название Khobotun elephantinus («Хоботун слоновый»), а другой вид, с темными крыльями, был назван Buratina truncata в честь одноименного литературного персонажа.

По своим размерам парадоксосизирины сопоставимы с небольшими комарами, только не с двумя, а с четырьмя крыльями. Длина их хоботка не превышает один миллиметр. Ранее высказывались предположения, что хоботок парадоксосизирин мог использоваться для нападения на других насекомых или даже для кровососания. Однако изучение новых экземпляров показало, что этот орган не годился для прокалывания кожи.

Чтобы лучше понять устройство хоботка парадоксосизирин, ученые построили его виртуальную 3D-модель. Оказалось, что хоботок этих насекомых не имел единого пищевого канала, а состоял из двух отдельных трубочек, каждая из которых была образована двумя створками. Из-за того, что створки неплотно смыкались между собой, насекомое не могло подкачивать жидкость с помощью мышечного насоса, как это делают бабочки или мухи. Всасывание нектара происходило лишь за счет капиллярного эффекта, что было весьма неэффективно и не позволяло сделать хоботок более длинным.

Авторы работы считают, что несовершенная конструкция хоботка и стала одной из причин вымирания данной группы. «Эти сетчатокрылые были результатом неудачного эволюционного эксперимента, если можно так выразиться, — говорит старший научный сотрудник ПИН РАН Александр Храмов, руководивший исследованием. — Их хоботок напоминал рыхлый веник и значительно уступал по своей функциональности хоботку пчел, мух и бабочек. Поэтому парадоксосизирины проиграли конкурентам и вымерли. Это была тупиковая ветвь эволюции».