Астероид впервые поменял цвет на глазах у астрономов

Объект удивил специалистов в третий раз за год

Астрономы, работающие с наземным телескопом IRTF, выяснили, что астероид 6478 Голт, обнаруженный более трех десятилетий назад, стремительно меняет свой цвет в ближнем инфракрасном диапазоне. Специалистам впервые удалось «в режиме реального времени» наблюдать, как необычный синий оттенок сменился на более типичный для подобных небесных тел красный.

Объект удивил специалистов в третий раз за год
Фото: НАСА.

Астероид был открыт в 1988 году Юджином и Кэролин Шумейкер. Он относится к семейству Фокеи — небольшой группе астероидов главного пояса, крупнейший из которых достигает 75 километров в диаметре.

На протяжении тридцати с лишним лет после открытия 6478 Голт не казался чем-то необычным, однако необычная способность «переливаться» стала уже третьим случаем с начала 2019 года, когда космический объект привлёк внимание астрономов внимание астрономов. В январе эксперты обнаружили у космического объекта хвост, что характерно скорее не для астероидов, а для комет. Вскоре выяснилось, что помимо «основного» хвоста длиной в 800 тысяч километров у астероида есть второй, в четыре раза более короткий.

Специалисты предполагают, что изменение цвета астероида может объясняться изменением размера улетающих с его поверхности частиц пыли. Другое объяснение заключается в том, что синеватый оттенок может иметь подповерхостное вещество самого астероида. Вторая версия хорошо согласуется и с наиболее вероятным объяснением наличию у астероидов хвостов. Оба феномена могут быть связаны с эффектом Ярковского — О'Кифа — Радзиевского — Пэддэка, также известном как ЯОРП-эффект или YORP-эффект. Это являение заставляет астероиды неправильной формы вращаться все быстрее под воздействием солнечного света. Подобное вращение заставляет астероид «испаряться» вне зависимости от того, на каком расстоянии он находится от Солнца в тот или иной конкретный момент.

Научную работу, посвященную недавнему наблюдению, ученые опубликовали в издании Astrophysical Journal Letters.

Читайте материал «В Японии собрали робота-жонглера»