Австралийские ученые выяснили, что раковые клетки убивает невесомость

Наши специалисты настроены скептически

Неожиданным открытием поделились на днях специалисты Технологического университета Сиднея. Они заявили, что невесомость убивает раковые клетки, и даже привели обнадеживающие результаты эксперимента: за 24 часа пребывания в камере, моделирующей микрогравитацию, погибли 80–90 процентов клеток рака яичников, молочной железы, носа и легких.

Наши специалисты настроены скептически

Ой, что тут началось в соцсетях: «Теперь мы точно знаем, зачем полетим в космос!», «Сфера космического туризма станет главным медицинским хитом!» и т.д. Однако российские клеточные биологи посоветовали не торопиться с чересчур оптимистичными выводами. Заместитель директора Института медико-биологических проблем РАН по научной работе, член-корреспондент РАН Людмила БУРАВКОВА объяснила, когда раковым клеткам действительно приходится туго и что на самом деле стоит ожидать от них на космической орбите.

Сначала — об исследовании австралийцев. Сославшись на массу экспериментов на МКС, которые касаются влияния низкой гравитации на организм, они подчеркнули, что тонкости того, как ведут себя в невесомости раковые клетки, до последнего времени оставались неизученными.

Исследователь Джошуа Чоу решил исследовать вопрос при помощи лабораторного микрогравитационного симулятора. Вместе со своим учеником они в течение 24 часов подвергали невесомости раковые клетки яичников, молочной железы, носа и обнаружили, что это привело к гибели от 80 до 90% этих клеток. Ученые полагают, что причиной тому стал разрыв клеточных связей, или так называемая механическая разгрузка.

«Я должен уточнить, что микрогравитация влияет и на другие клетки, например на костные, поэтому астронавты теряют костную массу», — поясняет Чоу. Но отмечает, что эффект механической разгрузки оказался более губительным именно для раковых клеток. Выяснить причины этого Чоу надеется в условиях настоящей невесомости — на МКС, куда он намерен отправить в следующем году контейнеры с опухолевыми клетками. Они будут изучены в течение недели и после спущены на Землю.

Исследователь, конечно, не говорит об отправке на орбиту больных людей. На первых порах он пообещал создать для них специальное лекарство, моделирующее для клеток механическое воздействие микрогравитации на Земле.

— Нужно различать эксперименты in-vitro, то есть те, что проводятся с клетками, выделенными из организма, — комментирует наш эксперт. — Да, на них мы изучаем клеточные и молекулярные эффекты, но клетки в организме человека или животного ведут себя по-другому. У них другие регуляции — гормональные, нервные и т.д. Поэтому прямо переносить результаты описанного выше эксперимента на человека нужно очень аккуратно.

Теперь — к установке, в которой проводился эксперимент. Есть два варианта таких устройств: в первом клетки крутятся в специальном сосуде вокруг оси, чтобы они не садились на дно, находясь все время во взвешенном состоянии, во втором они уже «сидят» на дне флакона, а исследователи просто крутят его, чтобы клетки не чувствовали вектор гравитации, который на Земле все равно есть. Все это моделирует эффект невесомости лишь частично. Ученые во всем мире используют эти модели для исследований проблем микрогравитации.

Что касается эффекта, который получили наши австралийские друзья, — мне сообщение о гибели 80–90% клеток в течение 24 часов кажется странным. В ИМБП, в лаборатории «Клеточная физиология», мы крутили опухолевые клетки на аналогичном оборудовании. Более того, мы посылали их в космос, причем не просто для того, чтобы понять: умрут — не умрут, а насколько иммунные клетки в космосе способны найти, распознать и убить опухолевые клетки. Клетки-киллеры в космосе действовали чуть-чуть получше, чем на Земле, но опухолевые клетки не умирали просто так. Шесть экспериментов доказали нам, что невесомость критично на раковые клетки, да и на все другие, не действует.

Кроме наших экспериментов у нас есть данные сотен научных статей на аналогичную тематику. Наши коллеги, используя вышеописанную модель, крутили на Земле в установках, создающих эффект невесомости, клетки человека, животных; опухолевые, эндотелиальные, остеобласты. Кто только этим не занимался! Результат у всех получался один: есть небольшое снижение жизнеспособности клеток на первом этапе. Испытав клетки невесомостью дольше — в течение 48 часов, 72 часов, 30 суток, — мы поняли, что их жизнеспособность не снижается, если посмотреть чуть дальше. Недавно в Германии мы с коллегами обсуждали клеточные эффекты и договорились: чтобы дойти до истины, надо смотреть динамику. Клетки успешно адаптируются в невесомости со временем на генном уровне.

Между тем у ученых есть вполне оправданное волнение по поводу образования опухолей в космосе. Вот что нужно теперь исследовать. У нас, слава богу, длительные полеты не приводят к таким заболеваниям (правда, и космонавтов для них отбирают с хорошим здоровьем), но впереди — более длительные полеты с более сильным воздействием радиации, о последствиях которых нам надо многое понять заранее.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №28068 от 6 сентября 2019

Заголовок в газете: Раковые клетки убьет невесомость?