Ученые предрекли миру «ужасное будущее» даже без коронавируса

Эксперты: все гораздо опаснее, чем принято считать

Международная группа ученых предупредила, что мир находится на пути к «ужасному будущему» – и дело даже не в пандемии коронавируса, а в том, что ускоряющееся изменение климата и утрата биоразнообразия угрожают выживанию всех видов на планете, если мировые лидеры не примут срочных мер.

Эксперты: все гораздо опаснее, чем принято считать

Группа из 17 ведущих ученых опубликовала в среду мрачный прогноз о том, что будущее нашей планеты «более ужасно и опасно, чем принято считать», и заявили, что они провели оценку, чтобы прояснить серьезность ситуации, с которой сталкивается мир.

Как сообщает CNN, ссылаясь примерно на 150 исследований, описывающих изменения окружающей среды в мире, эксперты предупреждают, что мировые лидеры нуждаются в «холодном душе», когда речь заходит о состоянии планеты, и заявляют, что условия окружающей среды «намного опаснее», чем в настоящее время считается.

«Человечество вызывает быструю утрату биоразнообразия, а вместе с ним и способность Земли поддерживать сложную жизнь», - говорится в заявлении ведущего автора исследования, профессора Кори Брэдшоу из Университета Флиндерса в Австралии.

Но временные задержки между ухудшением состояния окружающей среды и его социально-экономическими последствиями означают, что люди не осознают серьезность и своевременность проблемы.

«Мейнстрим не может осознать масштабы этой потери, несмотря на постоянное разрушение ткани человеческой цивилизации, - добавил профессор Брэдшоу. – На самом деле масштаб угроз биосфере и всем ее формам жизни настолько велик, что это трудно понять даже хорошо информированным экспертам».

Ученые, эксперты и защитники окружающей среды предупреждают, что Земля достигла критической точки - недавнее исследование Всемирного фонда дикой природы показало, что популяции диких животных в мире сократились в среднем на 68% всего за чуть более четырех десятилетий. Мы находимся на шестом этапе массового вымирания, уже уничтожены сотни видов и многие поставлены на грань исчезновения из-за торговли дикими животными, загрязнения окружающей среды, утраты среды обитания и использования токсичных веществ.

В 2010 году лидеры 196 стран собрались в Японии и согласовали список целей по сохранению биоразнообразия, призванных спасти Землю, но в сентябре 2020-го, 10 лет спустя, группа ООН пришла к выводу, что мир коллективно не смог полностью достичь единой цели.

Эксперты ООН четко заявили: если мы сохраним нашу траекторию в условиях усиливающегося климатического кризиса, биоразнообразие будет продолжать ухудшаться, что приведет к разрушительным последствиям для животных, растений и людей планеты.

Но международные эксперты предупреждают, что ни один лидер или политическая система не готовы к бедствиям, связанным с утратой биоразнообразия, или способные справиться с кризисом.

«Остановка утраты биоразнообразия далеко не входит в число главных приоритетов любой страны, далеко отстает от других проблем, таких как занятость, здравоохранение, экономический рост или стабильность валюты», - сказал профессор Пол Эрлих из Стэнфордского университета, один из авторов исследования.

«Хотя то, что избранный президент Байден намерен возобновить участие США в соглашении по климату в Париже в течение первых 100 дней своего пребывания в должности, является позитивной новостью, это ничтожный жест, учитывая масштаб проблемы», - сказал он.

Пол Эрлих известен как автор «Демографической бомбы», противоречивого текста 1968 года, в котором предупреждалось о перенаселении и предсказывалось, что миллионы людей умрут от голода.

С тех пор он сказал, что, хотя многие детали и сроки событий были ошибочными, книга в целом верна, сообщив Guardian в 2018 году: «Рост населения, наряду с чрезмерным потреблением на душу населения, выводит цивилизацию на грань: миллиарды людей теперь голодают или недоедают, а нарушение климата убивает людей».

Ученые предупреждают, что мировые лидеры должны действовать, чтобы избежать мрачного будущего, планируя надвигающиеся изменения, с которыми столкнется планета, - но надежда не потеряна.

В отчете, опубликованном в журнале Frontiers in Conservation Science, они написали: «Наша цель не состоит в том, чтобы представить фаталистическую точку зрения, потому что есть много примеров успешных вмешательств для предотвращения вымирания, восстановления экосистем и поощрения более устойчивой экономической деятельности в обеих местный и региональный масштабы. Вместо этого мы утверждаем, что только реальная оценка колоссальных проблем, стоящих перед международным сообществом, может позволить ему наметить менее разрушенное будущее»,.

Тем не менее, писали они, для решения этой проблемы необходимы фундаментальные изменения в глобальном капитализме, образовании и равенстве.