Российские ученые нашли способ "вспахать" Луну на расстоянии

Воздействие электронным лучом позволит лучше изучить состав реголита

Эффективно исследовать лунный грунт на расстоянии, с орбиты нашего естественного спутника, смогут в ближайшем будущем ученые. Специалисты Московского государственного технического университета гражданской авиации и Санкт-Петербургского госуниверситета разработали метод, при котором реголит можно было бы разложить на элементы, не сажая спутник на поверхность Луны. Научная статья об этом опубликована в журнале Planetary and Space Science.

Воздействие электронным лучом позволит лучше изучить состав реголита

Поскольку Луна вызывает сейчас огромный интерес среди исследователей, прежде всего составом своего грунта, попытки изучить его предпринимаются учеными из разных стран. В основном речь идет о дистанционном исследовании поверхности. Однако многие используемые до последнего времени методы были пассивными. Ученые отмечают среди них гамма-спектральный, нейтронно-спектральный и рентгенофлуоресцентный способы, которые основаны на наблюдении с орбиты за естественным излучением поверхностных пород Луны.

Минусом такого изучения является низкая интенсивность излучения пород. Российские ученые нашли способ усилить его, искусственно возбуждая излучение электронным пучком.

Как сообщили в Санкт-Петербургском госуниверситете, для этого предлагается использовать специальный комплекс аппаратуры, который направит такой пучок с лунного спутника, находящегося в 40 километрах от Луны, на интересующий участок поверхности. Затем на основе анализа регистрируемого рентгеновского излучения специалисты более точно определят состав пород этого участка.

В будущем при помощи такого метода могут быть созданы подробные карты состава поверхностных пород Луны по разным элементам: легким - магнию, алюминию и кремнию и тяжелым - кальцию, титану, железу.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №28462 от 21 января 2021