Напомним, что премия вручается с 1991 года за бесполезные открытия, которые, впрочем, лишь сначала заставляют смеяться, а затем — задуматься. И, несмотря на то, что ученые получают лишь условную денежную награду — 10 тысяч триллионов долларов Зимбабве (они давно выведены из обращения), славу и мировую известность они получают настоящую. Кстати, бывает так, что вскоре после этой шутливой премии они же становятся лауреатами уже настоящей Нобелевской премии. За всю историю таких ученых было двое. Первым стал голландец Барт Кнолс. В 2005-м году, будучи в составе коллектива МАГАТЭ, он получил Нобелевскую премию, а через год уже лично ему вручили Шнобелевскую премию. Кнолс и Рюрд де Йонг посмешили общественность, доказав, что для малярийных комаров запахи сыра и человеческих ног одинаково привлекательны.
Российский ученый Андрей Гейм пошел другим путем: сначала, в 2000 году, получил «шнобелевку» за левитирующую при помощи сверхпроводящих магнитов лягушку, а через 10 лет стал лауреатом Nobel Prize за изобретение графена совместно с Константином Новоселовым.
Среди восьми номинаций премии, которая в этом году проходила онлайн, была и премия мира, которая досталась исследователям из США. Биологи Итан Бесерис, Стивен Нейлуэй и Дэвид Кэрриер были отмечены за работу «Потенциал волос млекопитающих в качестве защиты от ударов: проверка гипотезы влияния кулачного боя на эволюцию человеческих волос на лице». Исследователи выдвинули предположение, что исторически мужчины полюбили бороды за то, что те защищали их обладателей от сильных ударов в кулачных боях или от укусов. Американцы даже провели натурный эксперимент, чтобы доказать это. Взяв модель костей черепа, покрытых овечьей шерстью (она заменила искусственной голове волосы), ученые стали ронять на нее груз, имитируя удары. Вывод оказался довольно неожиданным: «волосяной» покров действительно на 30% смягчал удары.
- Теоретически, конечно, можно предположить, что волосяная подушка из густой бороды может по аналогии с воздушной защищать своего обладателя, к примеру, от синяков. Ведь она также может иметь слабое амортизирующее действие, - поясняет Юлия Галлямова. – Можно сравнить бороду с пружинным матрасом... Здесь, конечно, имеет значение густота и толщина щетины на мужском лице.
Кроме того, борода теоретически может спасать от потертостей и мелких ссадин. Однако ситуации, приводящие к ним, не слишком часто случаются в нашей повседневной жизни, поэтому актуальность отращивания бороды для защиты от них довольно призрачна. А вот если речь идет не о редких случаях повреждения кожи лица, а об аллергическом раздражении кожи во время бритья, то в такой ситуации мы, как врачи, можем одобрить отращивание бороды.
Читайте материал «Шнобелевскую премию дали за толстых чиновников и летающих носорогов»