Ученых заинтересовал штамм коронавируса A.30, который может уходить от антител

Есть опасения, что он окажется устойчивым к вакцинам

Новый штамм коронавируса, которому присвоено название А.30, вызвал неожиданный интерес у ученых. На самом деле не такой уж он и новый, его выявили около полугода назад. Однако проведенное немецкими учеными исследование, результаты которого опубликованы в журнале Cellular and Molecular Immunology, говорят о том, что в этой версии вируса присутствует набор мутаций, облегчающих его проникновение в клетки организма и делающих его, возможно, более устойчивым  перед действием вакцин.

Есть опасения, что он окажется устойчивым к вакцинам

Около полугода назад ученые впервые обнаружили A.30 одновременно у нескольких пациентов в Анголе и в Швеции. Но, предположительно, этот вариант родом из Танзании. Однако всех инфицированных "новичком" тут же определили под карантин и сдержали распространение новой версии вируса в другие страны

Как сообщают европейские СМИ, по сравнению с прародителем из Уханя, А.30 наработал полтора десятка мутаций в шиповидном белке. Точнее, в модифицированном штамме не хватает 5 аминокислот, а еще 10 заменены. Наличие множественных изменений создает опасность, что он сможет легче заражать вакцинированных прививками на разных платформах – как векторными, так и мРНК.

Как рассказала "МК" доктор биологических наук, профессор Школы системной биологии Университета Джорджа Мейсона (США) Анча Баранова, А.30 - это вариант британского штамма, который может уходить от антител, и поэтому опасен: "Считалось, что этот вариант полностью вытеснила «Дельта», но время от времени какие-то отдельные случаи все равно выявляются. Непонятно, это просто один человек заражает другого, или же это новое возникновение мутации на платформе  «Альфы». Подтвердить эти две гипотезы пока невозможно, так как слишком мало случаев установлено. Пока  «Дельта», как дворовый кот, охраняет территорию и никого на нее не пускает, А.30 никакой опасности не представляет. А вот если  «Дельта» будет побеждена, то на фоне спавшей волны отдельные всплески А.30 могут стать доминирующими. В настоящий момент это скорее опасность в теории, чем на практике".

Тем временем доктор биологических наук, профессор Сколтеха Константин Северинов уверен, что на сегодня нет никаких оснований полагать, что А.30 вытеснит «Дельту»: "Вариант вируса А.30 интересен тем, что у него много изменений в S-белке, однако за полгода он так и не получил распространения. Немецкие ученые всего лишь поделились результатами проведенных ими простейших опытов, в ходе которых сравнивалась способность различных вариантов SARS (уханьского штамма, двух вариантов "Бета" и А.30) к заражению клеток, полученных из различных тканей (почек, печени, легких, прямой кишки) и уходу от антительной защиты в условиях лаборатории.

Было показано, что «Бета», по сравнению с уханьским штаммом, более эффективно заражает клетки определенных тканей в лабораторных условиях, а А.30 - еще более эффективно, но лишь некоторые из проверенных клеток.

Ученые проводили опыты по инактивации вирусов (уханьского, двух вариантов «Беты» и А.30) различными нейтрализующими антителами, в частности теми, которые вырабатываются после вакцинации популярными прививками компаний  «АстраЗенека» и  «Пфайзер». Нейтрализующие антитела, выработавшиеся на уханьский штамм, менее эффективно подавляют  «Бету», это было известно ранее. Для А.30 это тоже так. Причем некоторые антитела лучше подавляют  «Бету», а другие – А.30. В результате немецкие ученые делают крайне осторожные выводы по поводу нового варианта. Возможно, А.30 действительно способен противостоять некоторым антителам чуть лучше, чем  «Бета», который, в свою очередь, лучше уходит из-под действия антител, чем уханьский вариант.

Однако (внимание!) поскольку весь спектр антител, вырабатывающихся при вакцинации, нейтрализует А.30, можно предположить, что вакцины против него работать будут. Более того, авторы заключают, что комбинирование векторной  («АстраЗенека») и РНКовой  («Пфайзер») вакцины должно давать наиболее высокую защиту от А.30.  Но поскольку сейчас достоверно ничего утверждать нельзя, необходимо следить за распространением этого варианта по планете. Если подытожить: да, возник некий новый вариант, с возможно повышенными способностями к уходу от иммунного ответа по сравнению с исходными вариантами, которые он пока не реализовал: за полгода этот вариант не получил распространения, а ВОЗ не считает его эпидемиологически значимым".