«Следующий COVID»: источником нового коронавируса названы крысы

Грызуны могут быть бессимптомными носителями SARS-подобных вирусов

Следующий коронавирус может происходить от крыс: грызуны могут быть бессимптомными носителями SARS-подобных вирусов, предупреждает исследование экспертов из Принстонского университета. Ученые обнаружили, что некоторые виды грызунов неоднократно подвергались воздействию коронавирусов – это могло привести к развитию у них определенного уровня толерантности к инфекции. В этой связи крысы могут стать потенциальным вирусным резервуаром, который грозит заразить людей.

Грызуны могут быть бессимптомными носителями SARS-подобных вирусов

Новое исследование показало, что грызуны могут быть бессимптомными переносчиками вирусов, подобных атипичной пневмонии, а это означает, что «следующий COVID-19» вполне может исходить от крыс, пишет Daily Mail.

Исследователи из Принстонского университета провели геномный анализ различных видов млекопитающих, специально изучив рецепторы, с которыми связываются вирусы SARS. Они обнаружили доказательства того, что некоторые виды грызунов в прошлом неоднократно подвергались воздействию коронавирусов, подобных атипичной пневмонии – и это, вероятно, привело к развитию у них определенного уровня устойчивости.

Как напоминает британское издание, SARS-CoV-2 - вирус, вызывающий инфекцию COVID-19, является «зоонозным», что означает, что он перешел от животного к человеку.

И предыдущие исследования показали, что китайские подковоносые летучие мыши могут быть хозяевами множества подобных атипичной пневмонии, не проявляя при этом серьезных симптомов. Выявление животных, которые могут иметь аналогичные средства защиты от таких инфекций и, таким образом, могут служить резервуарами вирусов, имеет жизненно важное значение для предотвращения будущих пандемий.

Исследование провели молекулярный биолог Шон Кинг и ученый-компьютерщик Мона Сингх из Принстонского университета Нью-Джерси. Полные результаты их работы были опубликованы в журнале PLOS Computational Biology. «Наше исследование предполагает, что предки современных грызунов, возможно, неоднократно заражались SARS-подобными коронавирусами», - написали ученые в своей статье.

Они добавили, что это, вероятно, позволило этим животным приобрести некоторую форму толерантности или устойчивости к SARS-подобным коронавирусам в результате этих инфекций: «Это вызывает заманчивую возможность того, что некоторые современные виды грызунов могут быть бессимптомными носителями коронавирусов, подобных атипичной пневмонии, включая те, которые, возможно, еще не были обнаружены».

В своем исследовании доктор Кинг и профессор Сингх изучали так называемые рецепторы ACE2, которые вирусы SARS используют для проникновения в клетки млекопитающих, что характеризует эволюцию рецепторов у разных видов млекопитающих. Команда обнаружила, что приматы и другие млекопитающие, о которых еще неизвестно, являются ли они хозяевами SARS, как правило, имеют мало свидетельств прошлой адаптации рецепторов ACE2, что сегодня делает нас уязвимыми для симптоматических случаев заболевания.

Однако среди грызунов геномный анализ в рамках исследования выявил закономерность быстрой эволюции в интерфейсе связывания ACE2, о чем свидетельствует большее разнообразие аминокислотных последовательностей, кодирующих рецептор. Это говорит о том, что в ходе своей эволюции некоторые виды грызунов, вероятно, неоднократно подвергались воздействию коронавирусов, подобных атипичной пневмонии и, как следствие, они, возможно, приобрели форму толерантности к этим типам инфекций.

«Продолжение изучения адаптаций у животных-хозяев с коронавирусом будет важным […] для понимания того, какие животные, возможно, адаптировали механизмы толерантности в результате воздействия в прошлом и могут быть носителями вирусов, подобных атипичной пневмонии», - пишут ученые.