На Алтае найдены самые древние останки денисовцев и следы их культуры

Возраст находки – более 200 тысяч лет

Три наиболее древних костных останка денисовцев, проживавших в Денисовой пещере на Алтае около 200 тысяч лет назад, идентифицировали специалисты международной группы исследователей во главе с учеными из университетов Вены и Тюбингена, Общества Макса Планка, Института археологи и этнографии СО РАН. Для этого исследователям пришлось изучить 3800 мелких косточек, найденных не так давно в восточной галерее пещеры.

Возраст находки – более 200 тысяч лет

Напомним, что первая находка денисовского человека (это была фаланга пальца 7-12 летней девочки) была совершена на Алтае в 2008 году. Российские ученые, обнаружившие кость, сначала предположили, что она принадлежала неандертальцу, но после более тщательного изучения ее ДНК в немецком Институте эволюционной антропологии общества Макса Планка выяснилось, что она отличается от митохондриальной ДНК современного человека на 385 нуклеотидов (букв генетического “алфавита”), в то время как от неандертальцев нас отличает всего 202 нуклеотида. Перевес указывал на ранее неизвестный вид людей, которого потом и назвали денисовским. Обнаружение его останков доказало версию антропологов о том, что человечество развивалось не линейно, когда один вид, к примеру “человек умелый”, порождал “человека прямоходящего” и т.д., а “кустом”. То есть из одной точки сразу появилось несколько “отростков”, и каждый из них развивался самостоятельно.

Специалисты полагают, что денисовец отделился от общего эволюционного древа около миллиона лет назад. В Денисовой пещере он появился предположительно 300 тысяч лет назад, придя на Алтай из Ближнего Востока.

Денисова пещера

Справка «МК» С находкой денисовца, схема происхождении Homo sapiens (куда входили сведения об африканской популяции — Homo sapiens africanensis, европейской — Homo sapiens neanderthalensis, восточноазиатской — Homo sapiens orienthalensis) были дополнены четвертой, сибирской ветвью — Homo sapiens althaiensis (человеком алтайским, или денисовским).

До последнего времени было найдено и описано несколько фрагментов костей этого вида людей: кроме фаланги девочки, жившей 50 тысяч лет назад, в научных статьях упоминается о коренном зубе взрослого человека, а также молочном зубе ребенка из более древних слоев. Также была найдена кость, принадлежащая гибриду, у которого мама была неандерталкой, а папа – денисовцем.

Примерно таким периодом  - 60-40 тысяч лет назад – датировался у денисовцев и период развития их материальной и духовной культуры. Ее назвали культура верхнего палеолита. Об этом свидетельствовали находки орудий труда, промысла и даже первых украшений.

Каменные орудия начала среднего палеолита из слоев 14 и 15 Восточной галереи Денисовой пещеры (Brown et al., 2021)

Как сообщили «МК» в Институте археологии и этнографии СО РАН, находка более древних останков в восточной галерее Денисовой пещеры, которым примерно 100-130 тысяч лет (это была коронка коренного зуба денисовца) отодвинула начало развития этой ветви человека еще, как минимум, на 60-80 тысяч лет назад. Но последние данные, опубликованные на днях в журнале Nature Ecology & Evolution увеличили археологический возраст находок до более чем 200 тысяч лет.

Всего с 2005 по 2016 годы было найдено множество мелких костных фрагментов возрастом более 200 тысяч лет, но определить их морфологию до последнего времени не представлялось возможным до тех пор, пока не появился новый метод дактилоскопии коллагена.

Пять новых костных фрагментов из Восточной галереи Денисовой пещеры. Для каждого показана передняя и задняя сторона. (Brown et al., 2021)

– При помощи этого метода, наши коллеги из Института Макса Планка сначала определили, к какому виду живых существ они относились, – говорит один из авторов работы, старший научный сотрудник института, кандидат исторических наук Максим Козликин. – Среди 3800 косточек лишь пять оказались человеческие, – остальные принадлежали лошадям, оленям, гиенам и пр. Затем провели еще более глубокий анализ ДНК этих пяти осколков трубчатых костей и выяснили, к каким видам гоминид (от лат. Hominidae — «человекоподобный») они принадлежали. Таким образом было установлено, что три косточки принадлежали денисовцам, одна- неандертальцу и еще одну определить до вида не удалось.

В том же археологическом слое, где были найдены кости, ученые нашли и орудия труда древних денисовцев: всевозможные каменные ножи, скребла, при помощи которых обрабатывали шкуры животных и разделывали туши.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №28679 от 3 декабря 2021