Ученые объяснили образование тромбов из-за западной вакцины от коронавируса

Цепная реакция приводит к появлению опасных сгустков

Ученые считают, что смогли выявить механизм, приводящий в редких случаях к появлению тромбов после прививки вакциной Oxford-AstraZeneca. Команда исследователей из Великобритании и США продемонстрировала, как ключевой компонент вакцины притягивает содержащийся в крови белок. Специалисты полагают, что это запускает цепную реакцию с участием иммунной системы, которая может привести к образованию опасных сгустков.

Цепная реакция приводит к появлению опасных сгустков

Ученые полагают, что они, возможно, обнаружили причину чрезвычайно редких осложнений со сгустками крови, связанных с вакциной от COVID Oxford/AstraZeneca, пишет The Guardian.

По словам группы исследователей из Кардиффа (Уэльс, Великобритания) и США, реакцию можно проследить до того, как аденовирус, используемый вакциной для доставки генетического материала коронавируса в клетки, связывается со специфическим белком в крови, известным как «фактор тромбоцитов 4» (PF4).

Исследователи считают, что это может вызвать цепную реакцию в иммунной системе, которая может привести к образованию тромбов – состоянию, известному как вакцин-индуцированная иммунная тромботическая тромбоцитопения (ВИТТ).

Профессор Алан Паркер с Медицинского факультета Университета Кардиффа сказал: «Индуцированная вакциной иммунная тромботическая тромбоцитопения случается только в очень редких случаях, потому что должна произойти цепь сложных событий, чтобы вызвать этот крайне редкий побочный эффект. Наши данные подтверждают, что PF4 может связываться с аденовирусами, что является важным шагом в раскрытии механизма, лежащего в основе ВИТТ. Создание механизма может помочь предотвратить и вылечить это расстройство».

«Мы надеемся, – говорит профессор Паркер, – что наши результаты можно будет использовать для лучшего понимания редких побочных эффектов этих новых вакцин и, возможно, для разработки новых и улучшенных вакцин, чтобы переломить ситуацию в этой глобальной пандемии».

Ученые компании AstraZeneca также приняли участие в исследовании, которое было опубликовано в журнале Science Advances. Представитель компании рассказала Би-би-си: «Хотя исследование не является окончательным, оно предлагает интересные идеи, и AstraZeneca изучает способы использования этих результатов в рамках наших усилий по устранению этого чрезвычайно редкого побочного эффекта». Представители компании подчеркивают, что тромбы чаще возникают из-за коронавируса, чем из-за вакцины.

Как известно, опасения, связанные с возможным появлением тромбов после укола вакциной Astra Zeneca, привели к тому, что во многих странах ее начали замещать другими вакцинами. Ученые в Кардиффе получили экстренное государственное финансирование, чтобы найти причины образования тромбов, рассказывает Би-би-си.

В то время как большинство вакцин против COVID-19 вводят в человеческий организм фрагмент генетического кода коронавируса для тренировки иммунной системы, компания AstraZeneca для этих целей использовала аденовирус (в частности, вирус простуды от шимпанзе). Исследователи полагают, что аденовирус может быть связан с образованием тромбов. С помощью метода криоэлектронной микроскопии ученые получили изображения аденовируса с детализацией на молекулярном уровне.

По мнению исследователей, внешняя поверхность аденовируса как магнит притягивает к себе белок «тромбоцитарный фактор 4» (веществ, способствующих свертыванию крови). Организм начинает атаковать эти тромбоциты, принимая их за часть чужеродного аденовируса, к которому они прикрепились, рассказывает Би-би-си о выводах ученых. При этом в кровь выделяются антитела, слипающиеся с тромбоцитами и вызывающие образование опасных сгустков крови.