Найденные археологами в Африке доисторические следы вызвали жаркие споры ученых

Древние отпечатки ног могли принадлежать вымершим животным или первобытным людям

Доисторические следы, насчитывающие миллионы лет и обнаруженные в Африке археологами, вызвали большие споры. Ученые пытаются узнать, были ли они оставлены первобытными людьми или вымершими животными.

Фото: Shirley Rubin/dartmouth.edu

Сорок лет назад знаменитый британский палеонтолог Мэри Лики впервые обнаружила доисторические следы в Танзании, пишет турецкое издание Daily Sabah со ссылкой на агентство Associated Press. В то время было неясно, кем эти древние отпечатки были оставлены. Мэри Лики сосредоточила свое внимание на других ископаемых следах, которые могли быть более четко связаны с первобытными людьми. Эти следы, найденные на месте раскопок под названием Лаэтоли G, стали первым явным свидетельством того, что древние люди ходили прямо.

Десятилетия спустя новая команда археологов повторно раскопала вызвавшие вопросы следы, найденные на участке под названием Лаэтоли А, и предоставила фотографии и 3D-сканирование другим исследователям для продолжения дискуссии.

Исследование было опубликовано на днях в журнале Nature.

«Эти следы принадлежали к категории загадок вот уже сорок лет, — говорит Рик Поттс, который руководит проектом Смитсоновского института «Происхождение человека». «Это действительно захватывающая идея — повторно раскопать их и снова изучить», — добавил Поттс.

Ученых давно сбивает с толку то, что эти отпечатки — широкие следы ног с увеличенными пятью пальцами, возраст которых оценивается примерно в 3,7 миллиона лет — не совсем соответствуют тому, что ученые обнаруживали в других местах.

«У них не было нужного веса и движений ног, чтобы их можно было легко идентифицировать как людей, поэтому были запрошены другие объяснения», в том числе то, что они могут принадлежать к вымершему виду медведей, — рассказывает соавтор исследования палеоантрополог из Дартмута Джереми Де Сильва.

Он и другие исследователи вернулись на место раскопок в 2019 году и использовали оригинальные карты Мэри Лики, чтобы найти загадочные отпечатки, сохранившиеся в слое вулканического пепла, который остыл и затвердел.

Участница исследования Эллисон Макнатт из Университета Огайо изучала механику ног черных медвежат в центре спасения дикой природы в Нью-Гэмпшире, чтобы увидеть, может ли маленький медведь, двигаясь на задних лапах, оставлять похожие следы. Ученая держала поднос с яблочным соусом, чтобы соблазнить медвежат пойти к ней. Каждый шаг, оставлявший следы на слое грязи, потом анализировался. По словам Эллисон Макнатт, медведи, идущие прямо, сначала кладут вес на пятки своих ног, как люди. «Но пропорции стопы не те», – ученая пришла к выводу, что следы окаменелостей не были оставлены медведями.

Другие факторы, такие как расстояние между следами, привели авторов исследования к выводу, что следы были оставлены ранее неизвестным видом очень раннего предка человека. Но не все в этом уверены. Так, Рик Поттс из Смитсоновского института указывает на то, что древний медведь мог ходить иначе, чем современный черный медведь. А Уильям Харкорт-Смит, палеоантрополог из Американского музея естественной истории, который не участвовал в исследовании, сказал, что он убежден, что это не медведь, но не уверен, был ли это доисторический человек. «Эти отпечатки все еще могут принадлежать какой-то форме нечеловеческой обезьяны», — сказал он.

Если два разных вида одновременно передвигались по ландшафту в вертикальном положении, это предполагает разные одновременные эксперименты по двуногому движению, что усложняет традиционный взгляд на эволюцию человека как на строго линейную. "Это действительно здорово", — признает Уильям Харкорт-Смит.