Деменцию или старческое слабоумие называет «чумой XXI века». Или современной эпидемией — про данным авторитетного научного журнала The Lancet, сего дня в мире живет 52 млн. человек с деменцией. Цифры растут, и к 2050 году больных старческим слабоумием на планете может быть уже 150 миллионов.
В американском исследовании приняли участие 153 291 женщин. Выяснилось, что у тех из них, кто вступил в ранний климакс (возраст начала менопаузы до 45 лет), риск заполучить деменцию до достижении 65 лет увеличивался на 35%. Женщин с поздним климаксом (в возрасте 52 года и позже) имели такие же риски деменции, как и те женщины, у которых наступил климакс в 50-51 год.
Ранний климакс может быть генетически обусловленным явлением,— считает врач гинеколог-эндокринолог Таисия Осадчий. — Но все же на моей практике климакс раньше 40-45 чаще был вызван сопутствующими заболеваниями вроде аутоимунных поражений надпочечников или щитовидной железы, продолжительного стресса, неверно подобранной гормональной заместительной терапии или процедуры ЭКО. Был даже один случай лучевой болезни у женщины в моей практике. То есть, вероятно, ранний климакс может быть сопутствующим течением, но не причиной раннего же старческого слабоумия. Потому что 65 лет — это ранняя деменция, обычно ее признаки появляются после 75-80 лет. У женщин даже позже, после 80-85, потому что у женщин в среднем выше продолжительность жизни.
Кстати, чуть ранее французские врачи из Парижского университета установили взаимосвязь между между наличием у человека среднего возраста двух и более хронических заболеваний и риском развития старческого слабоумия. По подсчетам парижан, у «хроников» риск деменции возрастает ровно в два раза.
Но все-таки, «жизнь возможно повернуть назад» — доказали в канадском университете Ватерлоо. Ученые из Онтарио несколько лет наблюдали за 472 пожилыми женщинами с легким когнитивным расстройством. За это время примерно треть из них заболела деменцией. Треть испытуемых скончалась, у последней трети симптомы слабоумия отступили и когнитивные функции вернулись к норме. Выяснилось, что женщины, работа мозга которых восстановилась, имели хорошее образование и обладали развитыми писательскими навыками.
«Обладание высоким когнитивным резервом — образованием, высокими академическими показателями, навыками письменной речи может предсказать, что произойдет через несколько лет после того, как человеку поставят диагноз «легкое когнитивное расстройство», — отмечают авторы исследования. Получается, что даже с генетической склонностью к деменции, в пожилом возрасте слабоумия можно избежать, если нагружать мозг. Даже находящегося на первой стадии деменции пациента еще можно вернуть в реальность при выполнении им определенных заданий и нейропсихологической тренировке. «Очевидно, бороться за здоровье мозга следует начинать еще в юности, уделяя достаточно времени образованию и интеллектуальному развитию», — заключают канадские исследователи.
И все-таки, у деменции еще много загадок. Почему 2/3 заболевших — женщины? Причем женщины еще и болеют тяжелее мужчин — быстрее утрачивают когнитивные навыки и теряют память. Почему возрастная потеря слуха «подстегивает» деменцию, убыстряя ее ход и неотвратимость потери рассудка? Как именно влияет на рост заболеваемостью деменцией ухудшение экологической обстановки? Вопросов пока больше, чем ответов. Но точно установлено, что деменцию провоцируют серьезные черепно-мозговые травмы и регулярное употребление алкоголя.