Астрономы зафиксировали крупнейший в истории космический взрыв

Огненный шар в 100 раз превысил размер Солнечной системы

Ученые зафиксировали крупнейший космический взрыв, который когда-либо наблюдался в истории. Считается, что огненный шар, "в 100 раз превышающий размер Солнечной системы", возник вследствие всасыванием газа в сверхмассивную черную дыру.

Огненный шар в 100 раз превысил размер Солнечной системы

Все началось с ничем не примечательного мерцания в ночном небе, пишет The Guardian. Но более тщательные наблюдения показали, что астрономы запечатлели самый крупный космический взрыв, который когда-либо наблюдался – событие, которое, как полагают, было вызвано гигантским облаком газа, поглощенным сверхмассивной черной дырой.

Вспышка, обнаруженная на расстоянии 8 миллиардов световых лет, более чем в 10 раз ярче любой известной сверхновой и на данный момент длится более трех лет, что делает ее самым энергичным взрывом за всю историю наблюдений.

“Это оставалось незамеченным в течение года, поскольку постепенно становилось ярче”, - рассказал руководивший наблюдениями доктор Филип Уайзман, астроном из Саутгемптонского университета. Только когда последующие наблюдения показали, насколько это было далеко, астрономы оценили почти невообразимый масштаб события.

“Мы подсчитали, что это огненный шар, в 100 раз превышающий размеры Солнечной системы, с яркостью, примерно в 2 трлн раз превышающей солнечную, - говорит доктор Уайзман. – За три года это событие высвободило примерно в 100 раз больше энергии, чем солнце выделяет за 10 миллиардов лет своей жизни”.

Ученые полагают, что взрыв, известный как AT2021lwx, является результатом того, что огромное облако газа, возможно, в тысячи раз больше нашего солнца, погрузилось в неизбежную пасть сверхмассивной черной дыры. Облако газа, возможно, возникло из большого пылевого “бублика”, который обычно окружает черные дыры, хотя неясно, что могло сбить его с курса, с орбиты и опустить в космическую воронку, отмечает The Guardian.

Как пишет британское издание, AT2021lwx - не самое яркое явление, которое когда-либо наблюдалось. Более яркая гамма-вспышка, известная как GRB 221009A, была замечена в прошлом году, но это событие продолжалось всего несколько минут. В отличие от этого, новое событие по-прежнему проходит интенсивно, что означает, что общее высвобождение энергии в намного больших масштабах.

Взрыв был впервые обнаружен в 2020 году с помощью временной установки Цвикки в Калифорнии, которая изучает ночное небо на предмет внезапного увеличения яркости, которое могло бы сигнализировать о космических событиях, таких как сверхновые или пролетающие астероиды и кометы. Первоначально это событие казалось ничем не примечательным, но когда последующие наблюдения позволили рассчитать расстояние до него, астрономы поняли, что они зафиксировали невероятно редкое событие.

“Когда я сообщил нашей команде цифры, они все были просто шокированы, - рассказывает доктор Уайзман. – Как только мы поняли, насколько это было невероятно ярко, мы должны были придумать способ объяснить это”.

Это явление случилось за пределами допустимого диапазона для сверхновой (взрывающейся звезды), и поэтому астрономы обратились к другому распространенному сценарию, который вызывает яркие вспышки в ночном небе – так называемому приливному разрушению. Эти события обычно связаны с тем, что звезда приближается слишком близко к черной дыре и разрывается на части, часть поглощается, а остальная растягивается в виде вращающегося диска.

Но моделирование показало, что для объяснения AT2021lwx потребовалась бы звезда, в 15 раз превышающая массу Солнца. “Встреча с такой огромной звездой очень редка, поэтому мы думаем, что гораздо большее облако газа более вероятно”, - отмечает доктор Уайзман.

Сверхмассивные черные дыры обычно окружены обширным ореолом газа и пыли, и авторы предполагают, что часть этого материала могла быть разрушена, возможно, в результате столкновения галактик, и отправлена внутрь. По мере того как материал по спирали приближался к горизонту событий черной дыры (ее сферической внешней границе), он должен был выделять огромное количество тепла и света.