Тунгусская комета

Виновником знаменитой Тунгусской катастрофы названа комета, а не метеорит

29.07.2009 в 15:26, просмотров: 5403
Облака над Лондоном, появившиеся вслед за легендарным событием 1908 года аналогичны тем, которые возникают вслед за запуском современных космических кораблей.

Ночные сияющие облака, которые возникали после запусков космических шаттлов, могут дать ключи к пониманию тайны Тунгусского события - таинственного взрыва, который всколыхнул южную Сибирь более чем столетие назад.

Тонкая облачность, появившаяся на аномально больших высотах над полярными регионами, после запуска космических шаттлов в прошедшем десятилетии отмечалась в нескольких случаях.

Эти серебристые, или светящиеся ночные облака, как правило, формируются в летнее время и лежат на высоте примерно 85 километров в слое атмосферы, который называется термосферой, говорит Майк Келли, специалист по физике атмосферы из Корнуэльского университета.

Он и его коллеги допускают в свежем номере журнала Geophysical Research Letters, что данные, почерпнутые из анализа этих высоколетающих облаков, также как и знание о скорости, с которой выхлопы шаттла достигли полярных регионов, являются подсказкой о том, что Тунгусский взрыв в июне 1908 года был не чем иным, как взорвавшейся в атмосфере Земли кометой. 

Каждый запуск космического корабля, который сжигает комбинации жидкого водорода и жидкого кислорода в качестве топлива, производит около 300 метрических тонн водяного пара в атмосфере на высоте 100-115 км.

Вскоре после запуска шаттла Колумбия 16 января 2003 года в середине лета над Антарктикой появились серебристые облака. Кроме того, широко распространенное проявление светящихся ночных облаков отмечалось над Аляской через два дня после того, как шаттл Индевор рванул вверх 8 августа 2007 года. Предыдущие исследования показали, что в обоих случаях эти облака содержали "вещества" из выхлопов кораблей. 

"Здравый смысл говорит о том, что выхлоп корабля не может достичь полюсов так быстро, тем не менее, это происходит", - уверен Келли. Непрерывные высотные ветры должны переносить выхлопы кораблей к полюсам, считает ученый. 

Майкл Стивенс, физик из Военно-морской научно-исследовательской лаборатории в Вашингтоне соглашается: «Эксперименты показывают, что ветры могут быть очень сильными на этих высотах, однако они пока изучены не достаточно».

Используя данные, основанные на движении реактивной струи шаттла, исследователи предполагают, что именно Тунгуский взрыв мог быть ответственным за необыкновенно яркие серебристые облака в Европе. Вероятный состав таких облаков позволяет предположить, что взрыв вызван кометой, полагают исследователи.
 
Одни из самых плотных и самых ярких серебристых облаков из всех когда-либо наблюдавшихся появились в Европе 1 июля 1908. Именно они давали столько света, что можно было среди ночи прочесть газету, говорит Келли. И это не случайно, утверждают он и его коллеги, поскольку Тунгусский взрыв случился над Южной Сибирью за 22 часа до того. Модели этой исследовательской группы свидетельствуют о том, что высотные ветры могли перенести «вещества» с места взрыва в небо над Лондоном, преодолев расстояние около 5000 километров немногим более чем за один день.

Ученые того времени допускали, что серебристые ночные облака над Лондоном были сформированы из метеоритной пыли. Однако подобные твердые частицы в воздухе слишком малы, чтобы отражать солнечный свет столь сильно, спорит Келли и утверждает, что облака над Европой содержали кристаллы льда.

Эта гипотеза наряду с новым анализом перемещения выхлопов кораблей, говорят о том, что объект, который просверкал в атмосфере и распался над Сибирью в 1908 году был не относительно сухим астероидом, а влагонасыщенной кометой.

«Это очень любопытная идея и она достойна рассмотрения», - подчеркивает Майкл Стивенс. В качестве альтернативного сценария, предполагает он, вместо влаги, которая перенеслась к Европе и ассимилировалась облаками, облака уже могли сформироваться над Сибирью и только потом перенестись на Запад.