В Китае вместе с «европеоидной» мумией обнаружен древнейший сыр

Он был найден рядом с шеей и грудью нескольких мумий из захоронений в пустыне Такла-Макан

Немецкие исследователи обнаружили древнекитайский сыр. Он 3,5 тысячи лет пролежал в саркофагах мумий, которых по неизвестным причинам похоронили с сыром на груди. Специалисты говорят, что древний деликатес был произведён около 1615 года до н.э.

Фото: Andrej Shevchenko et al./ Wang da Gang

Захоронение было найдено в китайской пустыне Такла-Макан еще в 1930 г. шведскими археологами, и несколько десятилетий мумии хранились в местном музее, сообщает zhelezyaka.com. В 1987 г. один из европейских исследователей заметил, что внешне мумии совсем не похожи на азиатов, а характер захоронения не имеет ничего общего с местными традициями той эпохи.

Это стало серьезным доказательством в пользу гипотезы о том, что когда-то типичные жители нынешней территории Китая были высокими русоволосыми европеоидами. У всех мумий из захоронений, датированных бронзовым веком (2000 – 800 гг. до н.э.), оказались европейские черты лица и заплетенные в косы каштановые волосы. Похоронены они были в пустыне в своеобразных лодках, обернутых коровьей кожей, а идеальная температура окружавшего их соленого песка позволила сохранить одежду и предметы, которые клали в могилы, в хорошем состоянии, передает vesti.ru.

Фото: Andrej Shevchenko et al./ Wang da Gang

Химики из немецкого института молекулярной клеточной биологии и генетики им. Макса Планка (Max Planck Institute of Molecular Cell Biology and Genetics) обнаружили, что древний сыр изготавливался достаточно быстро с помощью закваски, сообщает china24news.com. Такая находка доказывает распространение молочного животноводства на территории Азии в эпоху бронзового века

Хотя сыроделие, как известно, практиковалось в некоторых регионах северной Европы уже в шестом тысячелетии до нашей эры, а затем получило популярность в Египте и Месопотамии в третьем тысячелетии до нашей эры, до сих пор не было обнаружено каких-либо остатков древнейшего молочного продукта. Только в Польше были обнаружены фрагменты молочных жиров возрастом в 7 тысяч лет, а в Дании были найдены инструменты сыроделия пятитысячелетней давности, отмечает utro.ru.

Фото: Andrej Shevchenko et al./ Wang da Gang

«Нам удалось не только идентифицировать продукт и узнать, что он представляет собой древнейший известный сыр, но и выяснить технологию его производства», - говорит Андрей Шевченко из Института молекулярной клеточной биологии и генетики. – Способ был простым и доступным. Сыр изготавливался для обычных людей».

Кусочки пищи сохранились благодаря необычным условиям места последнего упокоения мумий – кладбища Малой реки №5 в пустыне Такла-Макан на северо-западе Китая. Не совсем понятно, почему люди были похоронены с кусочками сыра. Многие другие цивилизации хоронили своих усопших с вином и хлебом, возможно, сородичи мумии решили предоставить им еду для питания в загробной жизни, предполагают эксперты.

Анализ сыра показал, что он был изготовлен путём объединения молока со смесью бактерий (в том числе Lactobacillus kefiranofaciens) и дрожжей, то есть с помощью закваски, похожей на ту, что сегодня используется для изготовления кефира или творога, пишет zhelezyaka.com. Впервые о кисломолочных напитках, изготовленных с применением подобной технологии, написал европейский путешественник Марко Поло в XIII веке.

Раньше было принято считать, что в древние времена люди изготавливали сыр, наливая молоко в "пакеты" из кишок животных, где содержался сычужный фермент, который превращает молоко в простоквашу. Поскольку такой метод требует умертвить животное, Шевченко считает, что использование закваски было для того времени проще и дешевле. Кроме того, молочный жир, возможно, был удалён в процессе производства сыра – такой способ и по сей день практикуется в сельских районах по всей степной территории Евразии, а также в Тибете. Как известно, древние люди (кроме маленьких детей) страдали от непереносимости лактозы.

Свое открытие археологи обнародовали в статье, опубликованной в Journal of Archaeological Science.