Астрономы открыли самую древнюю звезду во Вселенной

Она возникла вскоре после предполагаемого Большого взрыва

Ученые из Австралийского национального университета и Массачусетского технологического института нашли звезду, расчетный возраст которой составляет 13,7 миллиардов лет. Если учесть, что возраст Вселенной составляет 13,77 миллиардов, то новообнаруженную «пленницу» можно смело назвать самой ранней из всех известных на сегодня. Расположена она близко к Земле, на расстоянии 6 тысяч световых лет - в нашей домашней галактике Млечный Путь.

Она возникла вскоре после предполагаемого Большого взрыва
После взрыва звезды-прародителя остались следы, напоминающие остатки сверхновой G292.0+1.8, несмотря на то, что вспышка последней была сильнее. Илл.: NASA.

Звезда, получившая в звездном каталоге обозначение SMSS J031300.36-670839.3, состоит из большого количества марганца и углерода, и, как и все архидревние звезды, имеет в своем составе немного железа. Теоретически, данная звезда могла образоваться из материала первичных взорвавшихся звезд. Прародителем звезды был материал из низкоэнергетической сверхновой, от звезды, чья масса была примерно в 60 раз больше массы Солнца.

Стефан Келлер (Keller) из Австралийского национального университета сказал, что Methuselah (Мафусаил) в космических условиях, сравнительно недалек от нас.

SMSS J031300.36-670839.3. Илл.: Stefan Keller/ANU.

«Верный признак, что звезда архидревняя, - это полное отсутствие какого-либо определенного уровня железа в спектре света, исходящего от нее», отметил астроном.

Теперь, по словам другого исследователя Анны Фребель (Frebel), «нам нужно отступить назад, к чертёжной доске [и переработать наши модели звёзд прошлого], потому что вариативность среди самого первого поколения светил значительно превзошла наши ожидания».

Некогда во Вселенной после Большого взрыва были распространены только водород, гелий и литий. Остальные элементы — например, железо — образовались вследствие термоядерных реакций внутри звезд, которые выбрасывали произведенные элементы в окружающее пространство, взрываясь, как сверхновые. Именно поэтому уровень железа во Вселенной повышается по мере того, как поколения звезд рождаются и умирают, благодаря чему по содержанию железа в звезде можно судить о ее возрасте.

«Можно использовать количество железа в качестве «часов», повествующих нам, когда звезда могла сформироваться. В SMSS J031300.36-670839.3 количество железа составляет менее одной миллионной того количества железа, которое есть в Солнце и коэффициент, по крайней мере, в 60 раз меньший, чем у любой другой известной на сегодня звезды. А это значит, что наша звезда - самая древняя из всех».

Однако «новая» звезда не является первичной. По словам специалистов, этот объект принадлежит ко второму поколению звезд, образовавшихся из материала первых взорвавшихся светил. То есть ценность подобной находки в том, что изучая химический состав древних светил, можно «заглянуть» в историю самых первых звезд. Для ясности, низкое содержание железа при высокой концентрации углерода в «новой» звезде позволяет допустить, что взрыв первичной звезды, из материала которой образовалась SMSS J031300.36-670839.3, был довольно слабым. Астровзрыв не основательно перемешал элементы и, вероятно, сохранил тяжелое железное ядро первичной звезды.

Спектр звезды: видны только следы водорода, углерода (на 4 300 Å) и пара линий от земной атмосферы. Илл.: Anna Frebel.

Результаты исследования австралийских астрономов кратко изложены на сайте университета, об открытии также сообщается в последнем номере Nature (также есть описание открытия в виде препринта и на сайтах ANU и MIT). Звезду удалось открыть с помощью телескопа SkyMapper, сообщает официальный сайт Массачусетского технологического института.

Звезда SMSS J031300.36-670839.3 побила рекорд древности, установленный звездой HD 140283, открытой в начале 2013 года (13,2 млрд лет).