Крах стереотипа: Легендарный Тунгусский метеорит прилетел с Марса

Исследователи выдвинули новую гипотезу относительно "родины" Тунгусского метеорита, упавшего на Россию летом 1908 года

До сих пор вероятность марсианского происхождения Тунгусского метеорита отметалась наукой из-за наличия в его предполагаемых обломках кварца. Новое же исследование сообщает, что в последние годы следы кварца находят и на Красной планете.

Илл.: wikimedia.org/it.wikipedia.org

До падения на Россию челябинского метеорита многие эксперты склонялись к кометной версии из-за отсутствия под Тунгуской ударного кратера и метеоритных осколков. После того как выяснилось, что ударный кратер и море осколков в таких случаях вовсе не обязательны, сторонники метеоритной версии Тунгуски оживились.

Когда весной прошлого года Андрей Злобин, тогда работавший в Государственном геологическом музее им. В. И. Вернадского РАН, заявил, что нашёл три фрагмента Тунгусского метеорита, это вызвало резкую критику у нас и за рубежом. Стекловидная кора, которой не бывает на метеоритах; то, что все три камня были найдены на поверхности, близко к руслу реки и без какой-либо стратиграфической привязки; наконец, за 25 лет, прошедшие между находкой и появлением препринта Злобина на arXiv, никто не удосужился провести химический анализ камней — всё это, что называется, слегка смущало. Кроме прочего, эти образцы содержали кварц — мягко говоря, очень редкое явление для метеоритов, известных на сегодня.

Совсем недавно Яна Анфиногенова из Томского госуниверситета вместе с коллегами попробовала найти подход к так называемому камню Джона — странному обломку, найденному в 1972 году,

именно с точки зрения его химического состава. Заодно учёные отмечали сходство его состава и с обломками, рассматривавшимися Злобиным, сообщает universetoday.com.

Авторы нового исследования приходят к такому мнению: камень — в основном песчаник с размером зёрен около 0,5–1,5 см - структурно похож на те образцы, что найдены на Марсе, в том числе в последние годы. Наличие кварца хотя и расходится с характерными для известных марсианских метеоритов данными, вполне совместимо с данными марсоходов, показавших, что на этой планете следы кварца всё же есть.

Это весьма сильный и не выдвигавшийся ранее тем же А.Злобиным аргумент, который несколько нивелирует более раннюю критику его работы. Напомним, в прошлом году Наталья Артемьева из Института динамики геосфер РАН заявила, что на метеоритах «не бывает стекловидной коры, в них не бывает кварца, о чём говорит Злобин». Очевидно, отсутствие достоверных сведений о наличии в метеоритах марсианского происхождения кварца никак не отменяет того, что если на самом Марсе кварц есть, то рано или поздно он может оказаться и в составе тамошних метеоритов, падающих на Землю.

Но в работе Анфиногеновой и её коллег нет попытки исследовать «камень Джона» путём анализа изотопного состава его включений (работа появилась на arxiv.org). А ведь это как раз могло бы сильно продвинуть дело: изотопный состав газовых включений метеорита дал бы нетипичное соотношение изотопов аргона, ведь в марсианской атмосфере из-за малой гравитации его лёгкие изотопы почти отсутствуют (в отличие от земной), да и для твёрдых пород ситуация могла бы значительно проясниться.

Уже сейчас со значительной долей вероятности можно утверждать, что работа вызовет резкую критику: среди прочего в настоящее время на Земле известно множество метеоритов явно марсианского происхождения, однако среди них, по сути, нет таких, состав которых совпадал бы с описанным составом предположительно марсианского «камня Джона».

Это проблема для гипотезы, однако не совсем нерешаемая: три четверти марсианских по происхождению метеоритов состоит из пород, которых, напротив, почти не удаётся встретить на Марсе, — сравнительно молодых (много моложе известных частей марсианской поверхности), и, учитывая малую площадь четвёртой планеты, совершенно неясно, откуда бы на ней взяться такому участку, который был бы покрыт молодыми породами и при этом оставался бы совершенно не исследованным земными аппаратами. Вспоминая так называемую проблему шерготитов, трудно отвергать вероятность действительно марсианского происхождения обломков, найденных в районе падения Тунгусского метеорита, отмечает computerra.ru.

Тунгусский метеорит - это гипотетическое тело, вероятно, кометного происхождения, которое, предположительно, послужило причиной (преимущественно) воздушного взрыва, произошедшего в районе реки Подкаменной Тунгуски (примерно 60 км к северу и 20 км к западу от села Ванавара) 17 (30) июня 1908 года в 7 часов 14,5 ± 0,8 минут по местному времени (0 ч 14,5 мин по Гринвичу). Мощность взрыва оценивается исследователями в 40-50 мегатонн, что соответствует энергии самой мощной (из взорванных) водородной бомбы, информирует wikipedia.org.

Взрывная волна была зафиксирована обсерваториями по всему миру, в том числе в Западном полушарии. В результате взрыва были повалены деревья на территории свыше 2000 км², оконные стёкла в домах были выбиты в нескольких сотнях километров от эпицентра взрыва. В течение нескольких дней на территории от Атлантики до центральной Сибири наблюдалось интенсивное свечение неба и светящиеся облака.

Первая официальная экспедиция в район катастрофы была организована в 1927 году советским ученым Л.А.Куликом (1883—1942).