Российские ученые разглядели взрыв древнейшей звезды

Исследователи из Иркутска получили снимки звезды, которая взорвалась 12 миллиардов лет назад

Объект взорвался за 8 млрд лет до появления Солнечной системы, а свет от взрыва дошел до нашей планеты только теперь. Открытие было сделано на полигоне Иркутского государственного университета (ИГУ) в Тункинской долине.

Фото: isu.ru

Всплеск космического гамма-излучения пришелся на орбитальную гамма-обсерваторию «Свифт» 4 марта. Через минуту сигнал со спутника был принят телескопом-роботом сети «МАСТЕР», установленным на астрофизическом полигоне Иркутского государственного университета в Тункинской долине. А еще через 23 секунды он уже начал съемки в оптическом диапазоне, сообщает tayga.info.

«Телескоп оказался первым в мире телескопом, который зафиксировал слабый свет от далекого космического взрыва, — цитирует Язева пресс-служба ИГУ. — Свет от древнего источника шел к нам 12 миллиардов лет. Подавляющего большинства звезд и галактик тогда еще не существовало. Во всей Вселенной в те времена еще не было ни одной планеты. И только через 8 миллиардов лет после обнаруженного всплеска сформировалась Солнечная система вместе с Землей».

По мнению руководителя проекта «МАСТЕР», профессора МГУ Владимира Липунова зарегистрированная вспышка излучения порождена взрывом одной из звезд первого поколения, который должен был породить черную дыру, говорится в сообщении ИГУ. Сейчас крупнейшие телескопы мира продолжают изучение нового объекта на краю видимой части Вселенной.

По данным астрономов, видимая звёздная величина объекта — 16,5. Это почти в 20 000 раз меньше, чем у самой слабой звезды, различимой невооружённым глазом, передает sib.fm.

Спустя восемь часов с помощью самого большого в мире оптического телескопа Gran Telescopio Canarias с диаметром оптики 10,4 метра, который установлен на вершине вулкана Мучачос на острове Ла-Пальма Канарского архипелага, удалось получить спектр звезды. Оказалось, что расстояние до источника излучения составляет 12 миллиардов световых лет (расстояние от Земли до Солнца — чуть более восьми световых минут), звезда оказалась на 12 месте среди самых далёких.

Открытие оптического излучения от взрыва древней звезды в очередной раз подтвердило высокий потенциал системы телескопов-роботов «МАСТЕР», которая создана и успешно работает в России. Высокая прозрачность воздуха в Тункинской долине позволяет успешно проводить уникальные наблюдения. Техническое обеспечение работы Тункинского телескопа ведут сотрудники Иркутского государственного университета. В проекте участвуют Московский, Екатеринбургский и Иркутский государственные университеты, Благовещенский педагогический университет, Пулковская астрономическая обсерватория, а также обсерватория университета Сан-Хуан (Аргентина), информирует сайт Иркутского госуниверситета.