Как испить марсианской воды

Американские ученые поделились секретом получения жидкости на Красной планете

Из этого получился бы неплохой бизнес: «Вода с Марса!». Куда круче, чем поднадоевшие уже «Воздух Парижа» или «Песок Сахары». Тем более, что в жидком виде марсианскую воду никто пока не видел. Однако ученые NASA, чей марсоход Curiosity сейчас работает на Красной планете, уже знают, как получить из марсианских гидратированных минералов и воды, адсорбированной на поверхности грунта, кружечку, а может даже и литровую банку диковинного вещества. Самые последние данные о состоянии, количестве и возможных запасах воды на Марсе корреспондент «МК» обсудил с заведующим лабораторией гамма-спектроскопии Института космических исследований (ИКИ) РАН Игорем МИТРОФАНОВЫМ.

Американские ученые поделились секретом получения жидкости на Красной планете

По словам руководителя проекта из Политехнического института Ренсселера Лори Лешин (отчет появился в пятницу в Science), из тонны грунта можно можно “выжать» несколько литров жидкой воды. «Однако что здесь сенсационного?» - недоумевают российские ученые. О том, что вода на Марсе есть в нескольких состояниях они узнали несколько лет назад, когда получили данные с орбитального прибора HEND, разработаного в ИКИ РАН. В декабре прошлого года это подтвердили коллеги из NASA, обнародовав первые отчеты по работе Curiosity (кстати, на этом марсоходе изучением водных запасов также «занимается» прибор российского производства — DAN). Тот факт, что об исследовании заговорили вновь — является результатом изложения в журнале известных фактов под новым соусом: обывателю впервые растолковали, как можно получить из найденной ранее связанной воды жидкую. Оказывается, для этого грунт надо просто разогреть. Температура, при которой вода высвободится и предстанет пред нами в более привычном виде, может быть разной, в зависимости от глубины залегания.

-Если взять самый обычный песок, к примеру, тот, что у вас на даче, и хорошенько его нагреть, вы получите испарение молекул воды, находящихся на поверхности песчинок, - образно объясняет нам метод, предложенный американцами, Игорь Георгиевич. - Точно такие же есть и в марсианском грунте, но не на поверхности, а на глубине от 10 сантиметров и глубже. Это так называемая адсорбированная вода. Чтобы получить ее конденсат, достаточно нагреть такой грунт до 100 градусов. Когда коллеги из NASA говорили о 2-х процентах воды в грунте, они имели в виду именно этот глубинный грунт.

- А сколько процентов может быть на поверхности?

- В поверхностном слое в некоторых гидратированных минералах воды может быть и больше — до 15 процентов. Однако из-за того что в таких гидратах вода встроена в молекулу, разорвать ее связи с минералом можно, нагревая грунт до 400-500 градусов.

- Получается, из верхнего слоя грунта воды можно получить больше?

-Нет, в верхнем слое гидратированные минералы могут быть перемешаны с другими породами. Поэтому, по данным нашего прибора DAN, в среднем в поверхностном слое марсианского грунта находится до 1,5 процентов воды. Все говорит о том, что вода на Марсе «растет» в глубину. Сейчас мы пытаемся разгадать одну загадку: почему DAN, установленный на Curiosity дает данные о 2-3 процентах воды на Марсе, а HEND, больше 10 лет сканирующий поверхность Марса с орбиты, показывает в среднем 5-7 процентов?

- Ошибки быть не может?

- Это исключено. Есть предположение, что HEND с высоты просто имеет возможность заглянуть глубже. Если это так, то на метровой глубине мы можем найти еще больше воды.

- Возможно ли дистанционно провести на Марсе выпаривание воды из грунта и каким-то образом переправить на Землю?

- Воду уже испарили при помощи прибора SAM. Но конденсат из нее не получали. На Землю пока ничего возвращать не предполагается ни в этом проекте, ни в будущем «Экзомарсе», который мы готовим вместе с европейскими коллегами.

- Если предположить, что стакан воды все-таки получен, человеку можно было бы утолить ею жажду?

-Я бы пить марсианскую воду сразу не стал. Если на Марсе существовала жизнь (или еще существует в виде микроорганизмов), то есть риск заболеть неизвестной нам болезнью. Надо будет сначала исследовать эту воду на наличие органических соединений. Это, кстати, SAM сейчас и делает.

-Вы намерены продолжить исследования воды в “Экзомарсе»?

- Да, наш марсоход, который мы намерены отправить на Марс в 2018 году, будет снабжен бурильной установкой, которая сможет проникнуть вглубь Марса на 1-2 метра. Таким образом у нас появится возможность подтвердить нашу гипотезу по поводу увеличения концентрации воды в зависимости от ее углубления. Кроме того мы продолжим исследовать ее состав, а также состав всех летучих и твердых веществ на планете.