Столичных ассирийцев “обули” по полной

Из-за сноса ларьков они могут лишиться хранимого десятилетиями национального ремесла

Московская ассирийская организация “Хаядта” обратилась к мэру Сергею Собянину с просьбой прекратить ликвидацию обувных палаток. Почти сто лет именно ассирийцы отвечают в Москве за чистку обуви, поэтому кампания по упорядочению торговой уличной сети, можно сказать, затронула их национальные интересы.

За время массовой ликвидации киосков и ларьков под снос попало несколько десятков обувных палаток, где работали ассирийцы.

Из-за сноса ларьков они могут лишиться хранимого десятилетиями национального ремесла
Долгие годы сапожные мастерские стояли на каждом углу… фото: Алексей Мощенков

— Мы просим восстановить незаконно снесенные управами палатки, а тем, кто остался, позволить и дальше заниматься своим делом, — пояснил “МК” один из руководителей ассирийской организации “Хаядта” Феликс Тумасов. — Известно, что по распоряжению мэра будет создаваться новая схема размещения объектов уличной торговли, поэтому будем всячески отстаивать свое право называться социально значимыми объектами. Мы ведь не только оказываем важные бытовые услуги населению, но и бесплатно обслуживаем льготные категории населения, в том числе ветеранов войны. Кроме того, это часть культурной и исторической традиции города, за сохранение которых все мы в последнее время отчаянно боремся...

…а теперь от них осталось лишь мокрое место. фото: Наталия Губернаторова

По словам Феликса Тумасова, сейчас ассоциация ждет ответа от руководства Департамента потребительского рынка и услуг столицы, куда письмо было направлено из приемной градоначальника.

Между тем некоторые ассирийцы пытаются отстоять свои права в частном порядке. Корреспондент “МК” пообщался с двумя пенсионерками, оставшимися без работы. Обе уверены, что их снесли незаконно.

Встречаемся у метро “Площадь Революции”. Идем в сторону Никольской. Как раз здесь, по пути, в маленьком переулке и стояла палатка, где работала Евгения Надышкина.

— Сейчас вы сами убедитесь, что она никому не мешала, — говорит наша спутница. — Видите, здесь же тупик — машины не ездят, людей мало ходит, в основном туристы. А мне ведь заявили, что вы препятствуете проходу пешеходов! Вот посмотрите, даже место на асфальте осталось.

Действительно, по вмятине от палатки нетрудно представить, что она имела вполне компактные габариты, проход оставался довольно широким. Сейчас “следы преступления” тщательно маскируют дорожные рабочие. Явлению бывшей хозяйки они явно не обрадовались.

— А чего это вы тут хотите сфотографировать? — делает шаг навстречу невесть откуда взявшийся “человек в штатском”.

— Да вот пришла поплакать, ведь пять лет здесь проработала... А что, разве запрещено?

— Разрешение на съемку имеется? Тут у нас памятник архитектуры.

Вот те раз! И где это, интересно, прописано табу на “ловлю в объектив” памятников архитектуры? Впрочем, Евгения Надышкина без нашей помощи поставила таинственного секьюрити на место:

— Где вы видите памятник? Тут же стена. Я всю жизнь в центре прожила, еще детьми мы тут бегали. Про нас, ассирийцев, ведь думают, что мы все такие необразованные. А мы Москву лучше всех знаем: каждую улицу, каждый дом. Ведь наш народ — часть этого города, его история...

Видимо, столь пламенная речь показалась блюстителю порядка угрожающей. Махнув рукой, он удалился. Рабочие, поворчав, тоже расступились.

— Ох, как же тяжело! — вздыхает наша спутница. — Я уже и плакать устала, ночами спать не могу. Со стороны может показаться: ну подумаешь, снесли палатку, а то, что человека лишили и заработка, и отдушины, никому и дела нет. У меня ведь такое горе в семье: сын погиб в аварии, муж несколько лет назад умер. Да у меня в этой палатке вся жизнь была...

— И потом, это наше национальное, наш хлеб, — подхватывает Тамара Уран, работавшая в палатке по соседству, на Никольской. — Испокон веков ассирийцы в Москве были чистильщиками обуви. Еще родители наши в этих палатках работали... А нас вот взяли и снесли. Мы ведь не одни пострадали. Знаю, что несколько обувных палаток убрали у Киевского вокзала. А на Пресне вообще одну увезли вместе с обувью, которую люди оставили на ремонт. Потом еще и не могли найти, где она... Ну разве это дело? Мы, ассирийцы, даже написали письмо новому мэру, чтобы нас не трогали. Может, из-за этого других и оставили в покое. На всей Тверской пока “стоят”, на Лубянке, Алексеевской, у “Театральной” палатки остались.

— Зато нам сказали: вместо вас теперь будут цветами торговать, — добавляет Евгения Надышкина. — Конечно, они-то никому не помешают...

— Что тут говорить? Мою палатку снесли, а рядом огромный лоток с театральными билетами оставили. Вот где справедливость? Мы уже и в управу сколько раз ходили, но там твердят: это не мы — нам указали.

Кто указал, неясно. Ведь, как стало известно после очередного заседания правительства, где была озвучена программа по совершенствованию системы мелкорозничной торговли, ни о каком сносе без предварительных проверок там речи не шло. Вывод напрашивается сам собой: переусердствовали власти на местах. Только тем, кто из-за их “сверхусердия” лишился работы и источника заработка, от этого, конечно, не легче...

Очередную попытку достучаться до небес в лице управы района Китай-город женщины предприняли вместе с корреспондентом “МК”. Несмотря на неприемный день, зам. главы управы Захар Амиров нас принял. Правда, помочь ничем не смог. Сказал лишь, что, возможно, вопрос о поиске новых мест для ликвидированных торговых объектов будет решаться в следующем году. А также заверил, что с их “подопечными” до этого времени ничего не случится. Напомним, что ранее управа предлагала пенсионеркам оставить палатки на платной штрафстоянке. Всего за 20 тысяч рублей в месяц. Есть ли у уже не работающих пенсионерок такие деньги, чиновников, видимо, волновало меньше всего...

Из письма Московской ассирийской организации “Хаядта” мэру Москвы Сергею Собянину:

“Мы, ассирийцы, проживаем в России с 1914 года. В 1928 году при содействии Мосгорсовета ассирийскими беженцами была создана артель “Московский чистильщик”, что позволило обеспечить беженцев социально востребованной работой по оказанию населению бытовых услуг. Решением властей города членам артели были выданы земельные участки 2 на 1 квадратных метра для установки киосков по оказанию бытовых услуг: чистки и ремонту обуви, продажи обувной фурнитуры. Эти киоски существуют по сегодняшний день и стали неотъемлемой частью исторически сложившейся городской архитектуры. Цены в них ниже, чем в крупных мастерских. В 1989 году артель прекратила свое существование, и ассирийцы перешли на индивидуальную предпринимательскую деятельность, стали заключать земельно-правовые отношения с городскими властями, платить налоги в казну города. Наряду с этим киоски по ремонту обуви участвуют в городской программе помощи социально незащищенным слоям населения.

В настоящее время управы многих районов Москвы, ссылаясь на ваш указ, ликвидировали наши киоски, которые стояли не на проезжей части и не мешали пешеходам. На протяжении последних 20 лет мы неоднократно улучшали внешний вид киосков по согласованию с ГлавАПУ и при необходимости готовы и сейчас разработать с представителями Москомархитектуры новые проекты киосков в соответствии с современными требованиями.

Убедительно просим вас принять решение о сохранении киосков, являющихся социально значимыми объектами города. На протяжении почти 100 лет мы не вызывали никаких нареканий у москвичей и стали полноправными гражданами своего города”.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру