ВИЧ общества №1

Как сейчас обстоят дела с самой страшной болезнью века

1 декабря — Всемирный день борьбы со СПИДом. Какие новые средства разработаны для профилактики и борьбы со СПИДом? Можно ли жить с ВИЧ-инфекцией и не знать об этом? Есть ли шанс у больных вести полноценную жизнь? На эти и другие вопросы читателей ответил во время прямой линии в “МК” руководитель Московского городского центра профилактики и борьбы со СПИДом профессор Алексей Мазус.

Как сейчас обстоят дела с самой страшной болезнью века

— Алексей Израилевич, почему мы практически до середины ХХ века не знали такой болезни, как СПИД? Может, в условиях загрязнения окружающей среды произошла мутация старого вируса или это совершенно новый вирус?

— Новых вирусов нет, и вирус иммунодефицита живет достаточно давно. В случае с ВИЧ речь идет о мутации вируса, который присутствовал в Центральной Африке (и есть там сейчас у обезьян), потом передался племенам, людям и пошел дальше гулять по миру где-то в конце 60—70-х годов. Это наиболее достоверная теория развития этого вируса. У ВИЧ есть несколько штаммов: ВИЧ1, ВИЧ2, даже есть ВИЧ0, он выделен не так давно — 10 лет назад у зеленых мартышек. Появляются новые болезни, и мы рассматриваем Центральную Африку как район, где вообще появилась жизнь. И это активный район с точки зрения мутаций вирусов и появления новых инфекций.

— Можно ли заразиться СПИДом, находясь на лечении в больнице?

— В наших московских больницах, если вы помните, в самом начале развития эпидемии ВИЧ-инфекции был трагический случай, когда были заражены дети нестерильными шприцами и через катетеры. С той поры в России не было случаев заражения — то есть уже более 20 лет. Сегодня медицинские манипуляции в больнице достаточно безопасны. Есть санитарные нормы и правила, есть целый комплекс мероприятий, который позволяет считать, что оказание медпомощи в развитых странах (а мы являемся развитой страной) безопасно в плане заражения ВИЧ-инфекцией.

— Может ли человек жить и не знать, что у него эта инфекция есть, если он никогда никуда не обращался, не сдавал кровь? Или проявляются явные признаки, по которым четко можно определить это заболевание?

— Как правило, после заражения происходит достаточно острое течение болезни, но ее путают с ОРЗ, гриппом. После этого симптомы проходят в течение первых двух месяцев после заражения, и дальше человек почти 7—8 лет может жить, совершенно не подозревая, что у него есть эта инфекция до той поры, пока не начнет разрушаться иммунная система. Сегодня важно, чтобы каждый сдавал тест на ВИЧ. Вообще надо, чтобы люди чаще бывали у врача — это общая тенденция, которая должна быть в нашем обществе привита. И делать тест на ВИЧ надо регулярно: это дает возможность вовремя выявить заболевание и вовремя начать лечение. Это залог того, что человек, имеющий этот вирус, может жить долго полноценной жизнью.

— Можете ли вы дать стопроцентную гарантию, что в наше время нельзя заразиться СПИДом при переливании крови?

— Нет, не могу. Но в нашей стране на станциях переливания создана служба, которая позволяет качественно контролировать донорский материал. Создана система диагностики донорской крови не хуже, чем в Европе. Система карантинизации плазмы, введенная у нас, дает гарантию безопасности донорского материала. Только в последние годы мы видим возрождение пропаганды донорства. Сегодня по вниманию министра Татьяны Голиковой к донорству мы видим, что это вопрос №1 для всего здравоохранения. Донор — это лицо, априори не больное ВИЧ-инфекцией, это здоровый человек. В донорстве наша страна занимает особое место, лидер нашей программы донорства Александр Богданов является величайшим философом, ученым, политиком, хотя сейчас о нем немного знают. На старте зарождения донорства в мире были две модели: американцы стали брать кровь за деньги, европейцы бесплатно. Богданов вывел другую идею — донорство объединяет людей, кровь — это то, что является общим для всех религий, для всех рас. Сегодня эта идея может помочь в развитии донорского движения. Донорство должно быть безвозмездным. И косвенно это борьба со СПИДом.

фото: ИТАР-ТАСС

— Какова достоверность анализов на ВИЧ без анализа на выделение вируса?

— Достаточно высокая, если речь идет о тесте, который сделан после 2—3 недель после заражения. Выявить заражение раньше, через 5—7 дней, позволяет ПЦР-диагностика, но ее проводят в неотложных случаях, например, рожденным от ВИЧ-инфицированных матерей детям.

— Какова вероятность родить здорового ребенка у ВИЧ-инфицированной женщины?

— Одна из главных побед в здравоохранении — возможность инфицированной женщине иметь здорового ребенка. Если во время беременности принимать лекарства, вероятность рождения здорового ребенка составляет 95—97%. Очень важно, что это стало одним из достижений российского здравоохранения. Выявляя женщин на этапе беременности, мы назначаем лечение, и сейчас процент рождения здоровых детей в Москве — один из самых высоких в мире.

— Правда ли, что появились лекарства для профилактики заражения ВИЧ?

— Это правда. Это одна из сенсаций, которую сегодня обсуждает мировая пресса. Принцип действия этих лекарств схож с принципом работы т.н. постконтактной профилактики. Например, когда у медика был порез во время операции или у человека случился неожиданный контакт и риск заражения высокий, в первые часы после этого события назначают антиретровирусные препараты, что позволяет снизить риск заражения в десятки раз. Похожая модель была испробована при исследовании нового лекарства, проводившегося среди геев, которые не предохранялись. Им дали один из препаратов и в течение длительного времени за ними наблюдали. В результате получили эффект 44%. Это лучше, чем все созданные пока вакцины. Из этого же препарата был сделан гель, который вводится женщинам во влагалище. Но проще иметь одного партнера, чем пить такие препараты.

— Почти все больные СПИДом — наркоманы, гомосексуалисты и проститутки. Может, хватит на них тратить государственные деньги? Лучше помочь пенсионерам и ветеранам?

— Мы не должны делить людей по их сословию, а должны понимать, что государство на страже любого больного человека. Это является принципиальной позицией государственного здравоохранения. Больные люди должны получать полный объем медико-социальной помощи вне зависимости от того, что с ними произошло.

— У моей жены якобы обнаружили ВИЧ. Живем вместе три года, она больна, а я нет, и ребенок 2,5 года здоров. Как это объяснить?

— ВИЧ-инфицированные женщины чаще всего рожают здоровых детей. А в отношении того, что супруги могут иметь разный ВИЧ-статус, — это правда. ВИЧ-инфекция не самая заразная болезнь. Большая часть пар заражают друг друга к 3 годам совместной жизни. И при разовом контакте риск заражения небольшой — это особенности этой инфекции. К тому же есть небольшой процент людей, которые вообще не могут заразиться ВИЧ-инфекцией, — у них отсутствует один из рецепторов, который втягивает вирус в клетку. Таких людей примерно около 1%. Есть и люди, которые имеют инфекцию много лет, но не нуждаются в лекарствах.

— Можно при заболевании ВИЧ-инфекцией держать домашних животных, в частности собак или кошек?

— Если нет аллергии на них, то можно все. Да и нужно.

Читайте полную версию прямой линии с Алексеем Мазусом на сайте mk.ru»

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру