Черная полоса улетного будущего

История Химкинского леса получила продолжение

21.12.2010 в 20:12, просмотров: 7538

“По аэродрому, по аэродрому лайнер пробежал, как по судьбе…” А точнее — прямиком по линии жизни жителей окрестных деревень аэропорта “Шереметьево”. Историю строительства третьей взлетной полосы можно считать продолжением триллера “Химкинский лес”. Только здесь кроме деревьев к сносу планируются десятки домов в нескольких деревнях.

Черная полоса улетного будущего

Конкретнее — под проект отводится около 450 га земли, на которой расположены: лес (80 процентов территории), деревни Перепечино, Дубровки и Малые Дубровки, а также близлежащие Исаково, Паршино, Черная Грязь, исток Клязьмы и ее притоки, нефтепровод и газопровод высокого давления, несколько дорог и прочие мелочи.

Сейчас аэропорт имеет две параллельные взлетно-посадочные полосы. Как объясняют специалисты, из-за близости друг к другу принимать самолеты одновременно они не могут. Пропускная способность низкая — 30 взлетно-посадочных операций в час, но, по мнению экспертов, этого пока вполне хватает. Однако пассажиропоток, хотя бы из-за будущих спортивных мероприятий, будет резко увеличиваться, и аэропорт уже скоро перестанет с ним справляться. Нужна 3-я полоса. И она уже спроектирована.

По словам специалистов из Росэкспертизы, новая ВПП опять-таки будет не полноценной, а — из-за нехватки места — укороченной: то есть не сможет принимать и отправлять, например, “Аэробусы-350”, “Боинги-747” и “Илы-96М” — дальнемагистральные самолеты.

Строить ее будут в рамках федеральной целевой программы “Развития транспортной системы России (2010—2015 гг.)” и обойдется она, по примерным подсчетам, в 44 миллиарда рублей. Сумма по мировым меркам серьезная. Но, как уверили активистов из “заинтересованных лиц” (т.е. жителей ближайших населенных пунктов) в Министерстве транспорта, “для нас это самый реальный проект”. Его экспертная комиссия выбрала из пяти возможных.

Графика: Иван Скрипалев

О последствиях решения можно только догадываться, поскольку новый проект — это не узкая полоска в лесу, он затрагивает интересы сотен, а может, даже тысяч людей, организаций и общественных движений. Однако спрогнозировать будущие проблемы — вполне возможно.

Для реализации проекта потребуется: переселить жителей деревень Перепечино, Дубровки и Малые Дубровки. Изменить русло реки Клязьмы, ее исток и часть притоков забрать в коллектор, рулежные дорожки будут пересекать Шереметьевское шоссе, над котором построят эстакады. Кроме того, надо будет перенести в другое место часть Перепечинского шоссе и несколько газопроводов и линий ЛЭП. Это — минимум.

В 2001 году губернатор области Борис Громов подписал постановление о запрете оформления землеотводов в границах выбранного аэропортом участка. В 2005 году согласно постановлению областного правительства этот участок еще раз был зарезервирован для предварительно размещения 3-й полосы, установлены его границы и установлены ограничения. Все операции с недвижимостью должны были проходить по согласованию с областными министерством имущественных отношений и минтранспорта.

Только жители об этом ничего не знали. Им забыли сказать, в какой газете и за какое число надо прочитать, что на своей земле уже нельзя ничего строить и реконструировать, — уже после этого распоряжения жители этих деревень строили и получали разрешительные документы от солнечногорских органов регистрации.

— Свой новый дом я начал строить в 93-м году позади родительского, — рассказал Борис Васильевич. — Каждую копейку тащили сюда, отдыхать ни разу не ездили. Мне 68 лет. Даже если мне дадут землю — 2 миллиона, которые, скорее всего, выделят от государства, как и погорельцам, хватит только на фундамент.

Пострадают и жители деревни Исаково. Их вначале тоже планировали переселить, но потом передумали. Вокруг деревни пройдут полосы рулежки самолетов. Исаково, как и ближайшие населенные пункты, попадает в санитарно-защитную зону аэропорта. Где, по словам экологов, “измерения приземных концентраций газовых и аэрозольных загрязняющих веществ пробах атмосферного воздуха превышает максимальные среднесуточные значения предельно допустимых концентраций по азоту диоксида и азота оксида в 8 раз”.

Уже сейчас в каждой из деревень, попавших в зону ВПП, созданы инициативные группы, которые направили письма во всевозможные инстанции, включая самые высокие.

Недовольно и население Сходни и Лобни — над их головами будет точка посадки-взлета (падения?) самолетов. Они тоже готовы протестовать.

Проект потребует изменить русло Клязьмы, часть реки, ее исток и притоки заберут в коллектор. Как поведет себя Клязьма в таком случае — не знает никто. Экологи говорят, что “вода умрет”, потому что это — верховье русла.

Рубке подвергнется вековой лес (больше 300 гектаров), пострадавший во время войны, но восстановленный местными жителями. Он перестанет питать кислородом север Москвы, а также окружающие областные районы.

Рулежные дорожки будут пересекать Шереметьевское шоссе, для чего планируется возвести специальные эстакады — строительство неизбежно вызовет паралич и без того перегруженного Шереметьевского шоссе.

— В соответствии со статьей 48 Градостроительного кодекса РФ строительство аэропортов относится к особо опасным объектам и согласно этому кодексу органы местного самоуправления и застройщик обязаны провести публичные слушания, спросить наше мнение! — митингует одна из местных активисток.

Однако, поскольку проект федеральный, по закону он не требует проведения публичных слушаний. Люди готовят новые письма и обращения к правительству и президенту. Последняя их надежда — на Медведева, который пообещал: “Любые крупные проекты, затрагивающие интересы граждан, экологию, должны обязательно быть предметом диалога власти, бизнеса, гражданского общества”.