Семья обетованная

Посол Израиля в Москве Дорит Голендер: “Наши матери учатся родному языку у своих детей”

“Все счастливые семьи счастливы одинаково…” Не споря с Толстым, “РД” тем не менее решил поискать особенные секреты семейного счастья в разных странах. Так родился международный исследовательский проект “Мировая семья”. Участвовать в нем мы попросили руководителей дипломатических миссий в РФ. Ведь послы — главные представители своих государств за границей. Надеемся, совместными усилиями не только соберем ценный опыт, но и станем лучше понимать наших соседей по планете Земля.

Посол Израиля в Москве Дорит Голендер: “Наши матери учатся родному языку у своих детей”
У г-жи Д.Голендер 2 сыновей и 4 внуков.

“Не желай жены ближнего твоего”, “Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле” — этим еврейским правилам жизни уже несколько тысяч лет, но не такие уж они “ветхозаветные”… До сих пор где-то в глубине каждый нормальный человек хочет, чтобы его семья держалась на этих “китах”. Поэтому символично, что проект “Мировая семья” открывает встреча с чрезвычайным и полномочным послом Государства Израиль госпожой Дорит ГОЛЕНДЕР. В ее рассказе есть самые разные интонации: от официальных (о государственной политике), нравственных (историческая память поколений) до самых бытовых и по-дружески веселых (когда речь касается популярных еврейских анекдотов).

Святость субботы и семьи

— Адам и Ева, библейские праотцы Авраам, Исаак, Иаков — у современной европейской семьи, можно сказать, еврейские культурные корни… Госпожа посол, насколько сегодня сильно влияние традиций на семейные отношения в самом Израиле?

— Семья, дети, родители — самое святое, что есть у человека. От тех основ, которые мы приобретаем дома, зависит, как сложится наша жизнь дальше.

Рассказ о семье в Израиле — это целая история. Во-первых, в стране живут выходцы более чем из 100 государств, а это — разные обычаи, разное их понимание. Существуют очень религиозные семьи. Во-вторых, меняются времена, понятия, приходят другие поколения… И все-таки общее для израильтян то, как они ценят семью.

Это и есть тысячелетние еврейские традиции, которые позволяют относительно молодому современному Израилю быть примером интересным для всех. В первую очередь еврейская семья — это связь между детьми и родителями, между поколениями. Если, например, вы окажетесь в пятницу вечером в доме выходцев из Марокко (у которых может быть и четверо, и пятеро, и шестеро детей), то увидите, что за столом сидит 20 человек. Причем это не только для того чтобы почтить святость субботы, но и подчеркнуть святость общения всей семьи. То же самое — с уроженцами Румынии...

Вместе с тем, как мать двоих взрослых сыновей и бабушка четверых внуков, я понимаю, что жизнь меняется и в чем-то надо корректировать свое поведение. Например, сегодня родители прислушиваются к голосу молодежи. И это правильно: наступает период, когда необходимо перерезать пуповину постоянной связи и заботы о детях.

Часто жених и невеста встречаются только на свадьбе

— До сих пор в еврейских семьях часто именно родители ищут сыну или дочери партнера для жизни. Что решают отцы и в чем дети отвоевали свободу?

— В Израиле большинство юношей и девушек находят друг друга самостоятельно, не спрашивая родителей. Если говорить об очень религиозных семьях, то там свои каноны: в массе случаев жених и невеста встречаются уже во время церемонии бракосочетания, под хупой (балдахин, символизирующий вступление невесты под кров будущего мужа. — Ред.). Но вообще если родители заботятся о том, чтобы познакомить дочь или сына — это нормальное явление не только для еврейской семьи. Родители думают, что их выбор будет более правильным. К сожалению, это не всегда так.

Из личного опыта замечу: я старалась поддержать сыновей во всем, хотя их решения не всегда были мне по душе. Поссориться легко. Гораздо сложнее — избежать конфликта. Как раз с браком старшего сына (он у меня религиозный) вышел незаурядный случай. Однажды сын позвонил и сказал, что вечером “хочет поговорить”. А придя, сообщил: через две недели он женится! Естественно, моя первая реакция была весьма эмоциональной. Мы с мужем были поражены: мы не знали родителей будущей невестки, саму невестку видели всего один раз. Но сегодня, спустя 11 лет, я вижу счастливую семью — четверо детей, замечательные семейные традиции (жена сына тоже религиозная), преданность друг другу.

— Какие сегодня в Израиле тенденции: когда вступают в брак, сколько разводов?

— Думаю, ситуация похожа на российскую. Брачный возраст увеличивается, сейчас это 25—28 лет, многие живут вне брака. С другой стороны, примерно каждая четвертая пара разводится. Такие показатели разводов я объясняю тем, что сегодняшняя молодежь не готова идти на компромиссы. Она считает, если что-то в жизни не сложилось — терпеть, страдать, надеяться, что все пройдет, не надо, можно строить жизнь заново.

Когда в супермаркете вижу мужчину со списком в одной руке и телефоном в другой, понимаю — это глава семьи

— Декретный отпуск у израильтянок — всего три месяца. Очевидно, такое возможно только при очень хорошей системе детсадов. Что скажете?

— Как и везде, в Израиле есть молодые мамы, которые готовы оставить работу на несколько лет и быть с ребенком. Но многие выходят работать сразу, то есть после трех месяцев, и порой всю свою зарплату отдают няне — зато продолжают строить карьеру. Уже в 9—10 месяцев работающая мать может отдать ребенка в “маленькие группы”. Ясли в основном частные. Право выбора должно быть у всех. Поэтому проблемы, чтобы родители не могли определить ребенка в садик или школу, в Израиле нет.

В каждом городе при муниципалитетах есть отделы образования и воспитания. Муниципальные детские сады фактически бесплатные и места в них предоставляют всем детям без исключения. Самый популярный возраст, когда ребенка стараются отдать в садик, — 3 года. Но есть и обязательный детсад — год перед началом школы, когда детей готовят к их новой жизни. Так что без садика жизнь ребенка в Израиле невозможна!

— Картинка из российской жизни: ребенок сел на землю — мама бежит, кричит, шлепки: “Чтоб больше такого не было!” В Западной Европе — ребенок ползает по земле, мама спокойно болтает с подругами. Если перенести на Израиль — как поведет себя мама?

— Вот эпизод из личной жизни. Помню, мой младший сын — который рос шалуном, но стал серьезным человеком — был очень избалован, живя в окружении бабушек и дедушек. Как-то мы вышли в город, он стал у витрины детского магазина и сказал: “Купи мне эту машину!” Я пояснила, что ничего покупать не буду, поскольку, во-первых, таких машинок уже полно дома, а во-вторых, сегодня мы вообще приехали не за покупками. Сын лег на тротуар и начал бить ногами по земле. Я незаметно спряталась за столб и стала наблюдать, что же он будет делать. Слезы сразу кончились, появился страх, потому что сын потерял из поля зрения свою маму, он быстро поднялся, начал искать, и когда ужас появился уже у него в глазах — я вышла и сказала: “Ну и как было лежать на земле и брыкаться ногами?” Этот маленький эпизод можно часто встретить в израильском обществе. Правда, многое зависит и от канонов конкретной семьи — соглашаться или нет, если ребенок говорит “хочу”. И все-таки существует своего рода лозунг “В Израиле детям можно все”.

— Скажите, в семьях есть закрепленные роли: что делает муж, а что жена?

— Приведу постоянно наблюдаемый мной пример. Когда прихожу в магазин и вижу мужчину со списком в одной руке и с мобильным телефоном в другой, который все время спрашивает у жены: “А это купить, а это?” — то я понимаю, что семейные обязанности все-таки как-то разделены. Сейчас в основном в семьях работают двое — и муж, и жена. И без всякого сомнения, распределение обязанностей необходимо — иначе очень трудно растить и воспитывать детей, работать и вести нормальный образ жизни.

В последнее время стало модным, когда мужчина готовит. Распространена такая фраза… Муж приходит домой, жена спрашивает: “Милый, ты голоден?” — “Очень!” — “Так приготовь и на меня тоже...” И еще: Израиль — одна из стран, где мужчина пользуется правом ухода в декретный отпуск.

По статистике, средний показатель количества детей в израильской семье — 2,4. Госполитики поощрения рождаемости нет, а израильтянки признаются: “С такими заботливыми папами грех не завести 3 детей”.

Квартирный вопрос не портит израильтян

— В Израиле не принято жить с родителями: с 18 лет и парни, и девушки на 3 года уходят в армию, а потом — вуз, работа, личная жизнь. Государство поддерживает самостоятельность молодежи, например, помогая с арендой жилья? В Москве снимать квартиру — очень дорогое удовольствие…

— В Израиле этот вопрос также должен решать сам молодой человек. Квартиру часто снимают вдвоем-втроем — так обходится дешевле.

Что касается государственной поддержки, то после службы в армии молодые люди получают денежную помощь (порядка $4000), которую могут использовать в нескольких направлениях: на первый год обучения в университете, на повышение квалификации.

Есть работы, которые чаще других требуются на рынке (обслуживание в гостиницах, на заправочных станциях…) — их предлагают отслужившим армию, и здесь молодые люди тоже могут рассчитывать на льготы, на повышенную зарплату. Получается, человек и без дела не сидит после армии, и одновременно есть время подумать, определиться с выбором вуза.

Если молодые люди сразу после армии решили жениться, для них существуют льготные ипотечные ссуды на приобретение квартиры (сумма может быть выше обычной, а возврат денег на улучшенных условиях)...

Мы не идеальное общество, но с очень большими успехами

— Когда молодые люди стараются жить отдельно, то со временем должна возникать проблема одиноких стариков…

— Нет, пожилые люди не заброшены. Надо понимать, что когда мы говорим, что “старшие” и “младшие” живут отдельно, то очень часто речь идет просто о соседних улицах. Взрослые дети заглядывают к родителям по дороге с работы, в конце недели. Приводят к бабушкам и дедушкам внуков.

Что касается государственного подхода, у нас на очень высоком уровне построена социальная система: достигнув пенсионного возраста, человек получает пособие по старости (даже если он не проработал ни одного дня, например, репатриант). Пенсионерам на 50% сокращается оплата налогов в муниципалитет за соцуслуги, выдают бесплатный проездной на общественный транспорт и карточку скидок в разные учреждения. Медобслуживание — по льготным тарифам.

— Тем не менее по Би-би-си проходила информация, что пожилые люди с трудом справляются с финансовым положением — около $45 поддержки едва хватает на оплату коммунальных услуг и питания…

— Безусловно, есть и бедные. Мы не идеальное общество, но с определенными успехами в преодолении социальных проблем. Для их решения существует система социального обеспечения, которая занимается обустройством быта инвалидов или нуждающихся в повседневной помощи людей. Строится социальное жилье разных типов. Например, в хостелах живут те, кто может обслуживать себя самостоятельно, а в дома престарелых селятся, кому необходим постоянный медицинский контроль и сестринский уход. В этих своего рода общежитиях, оснащенных всем необходимым, есть небольшие квартирки, которые дают пожилым людям. Оплачивается проживание либо за счет собственных средств человека, либо финансируется ведомством социального страхования — Битуах леуми и министерствами здравоохранения и соцобеспечения…

Израиль — это единственная страна, где…

— У нас огромное количество так называемых “еврейских анекдотов”, у вас есть такие анекдоты?

— Естественно, мне кажется, евреи — чуть ли не единственная нация, которая с удовольствием смеется над собой.

— Много шуток о “еврейской маме”. Например, мама говорит взрослому сыну: “Ты запомни сынок, кто бы она ни была — она мне уже не нравится”. А на самом деле есть такие “еврейские мамы” и какие у них характерные черты?

— Свои “еврейские мамы” есть у каждой нации. Может быть, еще одна специфическая черта “еврейских мам” — все время знать, где находится ее ребенок, все время держать его под своим контролем, все время ставить ему оценки, все время ожидать от ребенка чего-то такого, что она только в своем воображении может представить. Да, очень много “еврейских мам”. Но знаете, истинно “еврейская мама” уникальна: она всегда накормит и своего ребенка, и всегда позаботится чтобы и его друг или подружка тоже были сыты. И то, что она может зайти в комнату без стука, — ничего: в конце концов, почему она должна стучаться — это же ее ребенок?

Если уж мы затронули тему анекдотов, то я бы хотела обратиться к еврейской мудрости. Был такой известный израильский писатель Эфраим Кишон: родом из Венгрии, он приехал в Израиль и не знал иврита, до конца своей жизни говорил с тяжелым венгерским акцентом, однако очень правильно, глазами нового репатрианта, подметил черты израильского общества. Не случайно он стал лауреатом израильской премии по литературе. И вот я бы хотела вспомнить несколько коротких цитат из Эфраима Кишона:

“Израиль — это единственная страна, где матери учатся родному языку у своих детей, — писал Эфраим Кишон. — Это единственная страна, в которой богатеи представляют социалистическую левую идеологию, бедные — капиталистическую правую, а средний класс платит за все… Это единственная страна, в которой израильское меню состоит из арабского салата, румынского кебаба, иракской питы и крема “Бавария”… Это единственная страна, в которой можно знать о военном положении по тем песням, которые звучат по радио… Это единственная страна, в которой дети покидают родительский дом в 18 лет, но в 24 по-прежнему живут там…” Как видите, Израиль — это очень разноликая страна, но семья — все равно остается самым святым и самым дорогим, что у нее есть.

— Одна соседка спрашивает другую: “Роза, зачем твоя дочка ходит в музыкальную школу, у нее совсем нет слуха?!” “Она ходит не слушать, а играть!” Если доверять анекдотам, в еврейских семьях очень распространено музыкальное образование (игра на скрипке — отдельная тема), и вообще ребенка стараются активно развивать, отдавать в массу кружков. У нас сейчас популярен вопрос, надо ли так загружать в детстве. У вас, с одной стороны, ребенка балуют, но вместе с тем стараются максимально занять?..

— Вы меня вводите в тему, которую я не очень хотела бы затрагивать. Но есть история еврейского народа, которая, наверное, накладывает свой отпечаток и тут. В Израиле очень мало семей, которые не прошли катастрофу европейского еврейства — холокост. Дети многих были лишены всего, и поэтому передаваемое из поколения в поколение желание заботиться, активно развивать детей — это как компенсация, как самовыражение.

Это мой личный взгляд на жизнь, а не какого-то рода научный труд. Еврейский народ прошел очень много гонений, его интеллектуальные возможности и таланты подавлялись. И поэтому своим детям родители хотят дать все: музыкальное образование (даже когда нет музыкальных способностей), дети обязательно должны учиться в университетах, чтобы иметь хорошую профессию. Профессия дает путевку в жизнь, дает умение справляться с проблемами.

— Есть анекдот, что если один еврей спасется, он сразу помогает остальным. А если спасется русский, наоборот: свои же тянут его обратно в пекло — мол, нечего быть лучше всех. Да и заграницей русские стараются делать вид, мол, “мы не из России” — еще Тургенев писал об этом. У вас же — сильные связи в народе. Причина только в истории или…

— Помощь друг другу — это тоже явление, которое исторически сложилось. Это просто в крови. Израильтянин, находясь за границей и краем уха услышав иврит, обязательно догонит этого человека и скажет ему: “Шалом! О, ты из Израиля, а откуда?” Мы маленькая страна, маленькое государство — в том числе и поэтому такая реакция. Андрей Андреевич Громыко сказал как-то: евреи — это не национальность, евреи — это нация. Я очень рада, что мы нация, сплоченная нация.

В Израиле, достигая 18 лет, как парни, так и девушки уходят в армию.

Пелена патриотизма

— Вы уже коснулись тяжелой темы, и я не могу не продолжить ее. В России сегодня много говорится о том, что нельзя допускать фальсификации истории. Очень болезненно, особенно старшим поколением, воспринимаются попытки пересмотреть результаты Второй мировой войны и вклад в победу советского народа. У вас такая же рана: когда говорят, что не было особых жертв, не было “всесожжения” еврейского народа. Одновременно, к сожалению, у нас слово “патриотизм” сегодня воспринимают как казенщину, и мало что шевелится в душе. А как у вас происходит патриотическое воспитание, рассказывают ли в семьях, что было с прабабушками, прадедушками? Есть культ памяти в семье?

— Хочется ответить одним словом: “Да”. То, что я знаю про свою семью, про семьи моих друзей — безусловно, это знание надо переносить из поколения в поколение. Среди шести миллионов евреев, уничтоженных во время холокоста, три миллиона были евреи из Советского Союза… “Рассказать, чтобы не забыть”, — этот лозунг мы пытаемся передать нашим детям.

Так или иначе, но у нас все патриоты своей страны! В Израиле, если, не дай Бог, завтра будет объявлено чрезвычайное положение, безусловно, не только молодое поколение, но и старые люди придут, чтобы предложить свои знания и навыки той или иной части армии. Потому что без патриотизма Израиль, наверное, не существовал бы…

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру