Школам дадут свободу

И добавят денег

Москва все-таки переходит на полноценное нормативно-подушевое финансирование школ. Правда, пока в пилотном режиме. С 1 апреля этого года 125 общеобразовательных учреждений — по одному в каждом районе столицы — начинают жить по новым принципам финансирования. О том, к чему готовиться родителям, а также зачем все это затевалось, рассказал “МК” руководитель столичного Департамента образования Исаак Калина.

И добавят денег

— Постановление о проведении пилотного проекта для 125 школ города было принято правительством Москвы 22 марта. Суть его такова: для всех учебных заведений устанавливаются единые расчетные нормативы. Для 10—11-х классов, где предельно допустимая нагрузка 36 часов в неделю, каждому ученику положены 120 тысяч рублей в год (к слову, такая сумма уходит на каждого ученика гимназии или лицея, а в проекте участвуют только общеобразовательные школы). Соответственно, средства для каждого школьника другой параллели высчитываются по формуле, где 120 тысяч делятся на 36 часов и умножаются на предельную нагрузку для данной параллели.

Главное для общества — результат, который будет заключаться в повышении эффективности работы учреждения и качества образования. И новые финансовые условия, созданные пилотным проектом, мотивируют школу именно на такой результат. Затем положительный опыт, накопленный в “пилотных” школах, будет распространен и на другие образовательные учреждения.

— И что изменится? Повысится ли финансирование для пилотников?

— Да, оказалось, что всем недоплачивали. Причем дельта между тем, что положено по нормативно-формульному принципу, и тем, что они в реальности получали при распределении чиновниками, у всех разная. От 5 до 40%. Поэтому теперь денег получат больше. И сами будут решать, на что средства потратить. Сколько отдать на покупку учебных материалов, а сколько — на оплату труда педагогов.

— А если они захотят потратить их на другие нужды? Ну, на охрану, например, или ремонт?

— В постановлении четко оговорены статьи расходов: только на зарплату и учебный процесс. Деньги на коммунальные нужды им будут перечисляться отдельно. Кстати, оплата труда руководителя учебного заведения станет напрямую зависеть от уровня зарплат педагогов. Так что каждый директор будет заинтересован в повышении зарплат своих педагогов.

— Кто будет контролировать директоров? Ну, чтобы они, например, повышая зарплаты своим учителям (а соответственно, и себе), не экономили на меле или учебных пособиях?

— Вся суть этого проекта в том, что административный контроль будет нужен все меньше. Директор станет заинтересован, чтобы дети жителей района приходили именно в его школу. А родители пойдут только тогда, когда увидят, что там хороший уровень образования, отличные педагоги, замечательное отношение к ученикам и т.д. Но, если администрация учебного заведения начнет экономить на учебных пособиях, снизится результативность. И в итоге дети начнут уходить. А значит, школа будет терять деньги. Все взаимосвязано.

— Споры о том, хорошо ли, плохо ли нормативно-подушевое финансирование, ведутся в России много лет. И во многих регионах учителя были недовольны тем, что в итоге получалось с их зарплатой. Не боитесь, что в Москве педагоги тоже окажутся неудовлетворены?

— Нет, таких опасений нет. Во-первых, как я уже сказал, финансирование увеличивается, а значит, оснований для снижения заработной платы нет. А во-вторых, у Москвы была возможность изучить опыт регионов, которые пять лет живут в новой системе оплаты труда и финансирования, учесть удачи и ошибки. И еще: я бы назвал эту систему финансирования не нормативно-подушевой, а личностно ориентированной. Государство дает понять москвичам, что оно финансирует не здание школы, не педколлектив даже, — оно финансирует наших детей. Впервые родители получат рычаги участия в управлении учебным заведением, ведь от того, куда пойдет учиться ребенок, зависит, какая школа получит средства. Поэтому хочу подчеркнуть, что это не финансовый проект, это социально-педагогический проект.

— Ясно, что цель — подтянуть уровень школ. Но процесс должен быть длительным. Разве за пять кварталов, на которые рассчитан проект, можно увидеть результат?

— Чтобы понять, стала ли школа выдающейся, нужны, конечно, многие годы. Но новый механизм делает невыгодным и невозможным для самого коллектива школы наличие неквалифицированного учителя или администрации, не способной эффективно организовать работу школы. А наличие внутренней мотивации к позитивным изменениям позволит проявиться результатам и за 5 кварталов. Пока задача не в том, чтобы все школы стали выдающимися, потому что определение выдающейся школы у каждого человека свое. Наша задача — чтобы плохих не осталось. А вот определение плохой школы — оно общеизвестно.

— Итак, у 125 школ в Москве с 1 апреля увеличится финансирование. Значит ли это, что где-то оно будет урезано?

— Нет, все средства взяты из резервного фонда Москвы. На проект нам только в 2011 году выделили 758 млн. 705 тыс. рублей.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру