Россия — наркоманка со стажем

Спасти страну от наркозависимости может только радикальная реформа законодательства

То, что происходит в современной России в сфере противодействия незаконному обороту наркотиков, иначе как кризисом не назовешь. В этом еще раз убеждаешься, прочитав материалы состоявшегося на днях в Иркутске заседания президиума Госсовета, посвященного борьбе с распространением наркотиков среди молодежи.

Спасти страну от наркозависимости может только радикальная реформа законодательства

Дмитрий Медведев озвучил страшную цифру: на игле у нас сидят не менее 2,5 млн. человек, из которых 70% — люди до 30 лет. Но это оценки наших специалистов. Эксперты ООН уверены: реальное количество наркоманов в РФ превышает 6 млн. человек.

Последние 20 лет в геометрической прогрессии растет количество выявленных преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков. Если в 1990 году в РСФСР их было зарегистрировано около 16 тысяч, то в 2010-м — в 15 раз (!) больше.

Но и эти цифры далеки от реальности. Логично предположить, что если количество наркоманов исчисляется миллионами, то и количество наркопреступлений должно исчисляться миллионами. Ведь каждый факт приобретения наркоманом очередной дозы — это уже преступление со стороны тех, кто продает.

Проведенный мной анализ показывает: рост количества состоящих на учете наркоманов начиная с 1995 года заметно опережает рост количества уголовных дел, связанных с наркотиками. Уголовные репрессии к наркосбытчикам “не поспевают” за эпидемией наркозаболеваний. И разрыв в этой “гонке” лишь нарастает.

Социологические исследования подтверждают: масштабы наркоэпидемии гораздо внушительнее, чем официальная статистика. Опросы, проведенные в “престижных” школах и вузах, говорят о том, что каждый третий студент и старшеклассник пробовал тот или иной вид наркотика. Но наркотики захватывают не только “элитные” учебные заведения. В таких социально неблагополучных городах, как, например, Нижний Тагил (где особенно высок уровень населения, имевшего конфликты с законом), наркотики пробовали более половины молодых людей.

На Госсовете много внимания было уделено теме тестирования на наркозависимость школьников и студентов. У нас все никак не могут решить на законодательном уровне этот простой и необходимый вопрос. Мы все озираемся вокруг: как бы не нарушить права ребенка и подростка! Уже миллионы детей стоят на краю пропасти, уже миллионы с этого края сорвались, а мы все озираемся.

Еще одна проблема, которую поднял на Госсовете президент, — популяризация потребления наркотиков. Он назвал данное деяние уголовным преступлением. И с ним трудно не согласиться. Но ведь у нас в УК нет уголовной ответственности за такое преступление! И никто пока даже не внес на рассмотрение Госдумы никаких законопроектов. Поэтому-то огромное количество сайтов в Сети и продолжают заниматься этим гнусным делом.

К сожалению, многие важные проблемы наркополитики на заседании вообще не были затронуты.

Проблема первая. Она связана с гуманизацией антинаркотической уголовной политики. Цифры привлеченных к уголовной ответственности постоянно растут. Но что на выходе? Основным уголовным наказанием за незаконный оборот наркотиков является лишение свободы. При этом реальное лишение свободы составляет 49%, условное лишение свободы — 40%.

Что означает условное осуждение для 40% наркосбытчиков? Половина из них сами больны наркоманией! Если в местах лишения свободы какое-то лечение возможно, то на воле они не получают никакого лечения.

В этих условиях государство должно решить: возможно ли распространять общую политику гуманизации на сбытчиков наркотиков?

Проблема вторая связана с отсутствием в современной России системы принудительного лечения наркоманов. На Госсовете обсуждалась возможность возвращения уголовной ответственности за потребление наркотиков. Но, может быть, более разумно, гуманно и эффективно восстановить систему ЛТП (лечебно-трудовых профилакториев) для наркоманов? А для этого надо решить одну важную правовую проблему.

25 октября 1990 года Комитет конституционного надзора СССР своим заключением №8 (2-10) “О законодательстве по вопросу о принудительном лечении и трудовом перевоспитании лиц, страдающих алкоголизмом и наркоманией” фактически совершил “переворот” в наркополитике. В соответствии с заключением “потребление наркотиков приравнивалось к неотъемлемому праву человека, который ни перед кем не обязан бережно относиться к собственному здоровью”. Юридическая ответственность за потребление наркотиков без назначения врача (как уголовная, так и административная) была объявлена несовместимой с новой, демократической Россией.

И в 1993 г. были ликвидированы ЛТП, в результате чего государство потеряло механизм принудительного лечения наркоманов.

Конечно, ЛТП не были панацеей от наркотиков. Но через них прошло более 1,5 млн. человек, и не менее 10% из них излечились. А это означает, что 150 тыс. человек были возвращены к нормальной жизни.

В Белоруссии в январе 2010 года принят Закон об ЛТП. В эксплуатацию сданы пять крупных профилакториев, достраивается шестой, каждый на 450 человек. Этот белорусский опыт доказывает эффективность уже в современный период, которому соответствуют сильная правовая база в виде целевого закона плюс современные формы лечения и трудовой терапии.

В 2008 году Госдума РФ попыталась поставить на обсуждение вопрос о принудительном лечении. Законопроект разрабатывался в недрах Федеральной службы наркоконтроля. До этого МВД ставило вопрос о восстановлении ЛТП. Но все попытки были торпедированы. И пока российское государство не вернется к проблеме принудительного лечения, фактически “воду будем черпать решетом”.

В результате отсутствия государственного принудительного и бесплатного лечения наркоманов появляются всякого рода суррогаты принудительного воздействия на наркоситуацию. Как, например, в Свердловской области, где общественная организация “Город без наркотиков” фактически взяла на себя функции государства. Но всякий раз, когда принуждение исходит не от государства, это порождает патологические формы социальной активности.

Право и обязанность принудительно лечить наркоманов может быть только у государства!

Проблема третья. Отсутствие системы принудительного лечения предполагает, что существует система добровольная. Но и здесь мы видим развалины ранее действовавшего государственного механизма.

Имеющийся в государственных наркологических учреждениях коечный фонд позволяет пролечить в стационаре не более 2% (!) состоящих на учетах наркобольных.

По данным Минздрава, на конец 2010 года в России насчитывалось только 12 наркобольниц; всего 4 наркологических реабилитационных центра (для сравнения: в Китае 600 таких центров); 118 наркологических диспансеров, имеющих стационары. И самое главное, средняя длительность пребывания на койке — 14,4 дня. По мнению большинства наркологов, за этот период можно провести только детоксикацию, но излечить — никак нельзя.

Государственная база реабилитации наркоманов развалена. Зато 350 негосударственных субъектов предлагают платные реабилитационные услуги. Их деятельность, как и фактическая направленность, остается вне нормативно-правового регулирования, вне какого-либо контроля.

На руинах государственной наркологии появились и секты, и реабилитационные центры — коммерческие, а также созданные криминальными структурами, где используется бесплатный рабский труд наркоманов.

Глядя на все это, можно предположить, что в России действует хорошо организованная наркомафия, обеспечивающая полный цикл “услуг” наркоманам — от поставок наркотиков до платного лечения от наркозависимости.

Судя по фактическому бездействию чиновников и законодателей, можно предположить, что у этой мафии есть лоббисты в самых высоких сферах. А без решения всех перечисленных проблем все усилия по снижению опасности наркоугрозы в России будут обречены на провал. Что бы там ни докладывали подчиненные президенту.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру