Вся власть советам

Дело “липовых” ТСЖ продолжат советы домов?

16.05.2011 в 17:22, просмотров: 2653

Если вы внезапно выясните, что уже год являетесь председателем домового совета, приняли работы по ремонту заплеванного подъезда и даже наняли управляющую компанию, которой руководит зять главы местного ДЕЗа, не удивляйтесь. В пятницу Госдума в третьем чтении приняла поправки в Жилищный кодекс, регулирующие управление многоквартирными домами.

Вся власть советам

Поправки в ЖК серьезно усложняют жизнь чересчур хитрым управляющим компаниям (УК) — запрещают им брать плату за свет, воду и газ, чтобы фиктивные коммунальщики не сбежали вместе с чужими деньгами. Расчеты с поставщиками услуг будут производиться напрямую. Кроме того, жилищные инспекции будут обязаны проверять все документы по созданию УК и ТСЖ на юридическую чистоту, а выйти из фиктивно образованного ТСЖ на несколько домов жильцам станет легче.

Вместе с тем законопроект, который вот-вот обретет полную силу, предлагает создавать советы дома везде, где за чистотой и порядком в доме следят наемные управляющие компании. Это наиболее популярный в России способ управления многоквартирным домом. Согласно законопроекту, совет дома может серьезно влиять на условия заключения договоров с подрядчиками, контролировать качество ремонта и услуг, а председатель этого “домкома” (эту должность может занимать только житель дома. — “ЭВ”) является переговорщиком с управляющей компанией (УК), и в конечном итоге именно он заключает с ней договор. Совет избирается каждые два года. Если за год жильцы не проявили гражданской активности, муниципалитет должен собрать их и силком загнать в гражданское общество.

За разъяснениями “ЭВ” обратился к члену Комитета ГД по строительству и земельным отношениям Галине Хованской:

— Эта норма противоречит Конституции — как можно обязать законом создавать общественные объединения? По моему ощущению, это четвертый способ управления домом. Советам даются очень серьезные полномочия, но при этом они не имеют статус юрлица.

— У нас уже был печальный опыт с созданием “липовых” ТСЖ, когда жильцы ни сном ни духом не ведали о том, что их “объединили” не без помощи муниципалитета. Вы предполагаете, что старая песня обретет новый лад?

— Вы абсолютно правы. Помимо этого законопроект совершенно не рассматривает ситуации с домами, где запрещена регистрация прав, например, аварийными. Там один собственник — муниципалитет. Как он может создавать сам из себя общественный совет? В первой версии законопроекта создание совета дома было добровольным делом. А из хороших норм могу отметить возможность заключения прямого договора с ресурсоснабжающей организацией. То есть каждая квартира может напрямую платить только за себя, а не за соседа. Сейчас же счета “раскидываются” на всех плательщиков. Еще хорошо, что убрали обязательное вступление управляющих компаний в саморегулируемые организации. К положительным моментам я отношу и то, что из законопроекта выбросили возможность создавать ТСЖ в строящихся домах. Это было выгодно застройщикам, чтобы не устранять недоделки. В целом закон ужесточает контроль за деятельностью УК. Но Жилищный кодекс превратился в инструкцию, многие моменты можно было решить на уровне постановлений правительства и приказов Минрегиона.